Юбки

Современные проблемы науки и образования. Опытно-экспериментальное исследование уровней сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в совместной взросло-детской (партнерской) деятельности Методики проверки коммуникативных

1

Современные исследования позволяют доказать непосредственную корреляцию в развитии игровой, коммуникативной и речевой деятельности ребенка. Тем более эти исследования актуальны в отношении детей с нарушенным развитием речи. Высказано предположение о том, что формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) будет успешно влиять на их социализацию, если будет: уточнённая информация о вербальных и невербальных проявлениях в структуре нарушения; разработана и внедрена педагогическая модель формирования коммуникативной компетентности детей с ОНР; реализованы педагогические условия, оптимизирующие педагогическую модель формирования коммуникативной компетентности. Установленные взаимосвязи в нарушении разных сторон деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи позволили разработать и реализовать педагогическую модель формирования у них коммуникативной компетентности и повышения уровня социализации средствами игры.

критерии взаимосвязи нарушений речи и коммуникации

социализация

социометрия

игровая деятельность

нарушения речи и коммуникации

дети дошкольного возраста

1. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР. Автореферат диссертации к. п. н. – М., 2009.

2. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1996. - №1. – С. 62-66.

3. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Развиваем речь дошкольника. Календарно-тематическое планирование и конспекты занятий. – М.: УПК «Федоровец», 2014.

4. Чиркина Г.В. Принципы анализа и оценки сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи / коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография. – Архангельск, 2009.

5. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребёнка: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,2000.

Современные исследования в области теории и практики коррекционной педагогики демонстрируют существенно возросший научный интерес к проблеме междисциплинарного рассмотрения внутренней картины дефекта у детей с общим недоразвитием речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Н. Волковская, Т.И. Дубровина и др.) . В связи с этим одной из актуальных задач исследования можно назвать поиск путей и условий формирования оптимальной коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности. Важность этой проблематики обусловлена, с одной стороны, возрастающим количеством таких детей, а с другой - активно протекающими процессами их интеграции в общеобразовательную среду.

Потребность ребенка с ОНР в освоении новых социальных ролей, новых действий, необходимость развития у них собственных социальных умений сочетается в дошкольном возрасте с его неспособностью овладевать в полном объеме коммуникацией как видом деятельности. Последствием этого могут стать множественные вторичные и третичные нарушения, в частности, ограничения в социально значимых контактах, замкнутость детей, чрезмерная конфликтность, неумение выразить и реализовать свои потребности, неготовность к обучению в школе, а затем - низкая успеваемость и многое другое.

В связи со сказанным была поставлена цель - изучить, обобщить и реализовать условия, повышающие эффективность формирования коммуникации дошкольников с ОНР (3 уровень) в процессе игровой деятельности.

Исследования в области специальной педагогики демонстрируют вариативные подходы к изучаемой проблеме. Так, Г.В. Чиркина приводит следующие данные об основных показателях сформированности коммуникативных умений у детей:

  • Ребенок проявляет осознанный интерес к общению
  • Ребенок активен, самостоятелен, общается в полную меру своих речевых возможностей и активно использует их для решения коммуникативных задач
  • Ребенок способен оказывать помощь партнеру по общению и прислушиваться к совету
  • Ребенок критически относится к результатам общения, правильно оценивает вклад каждого участника

Каждому из перечисленных показателей условно соответствуют различные уровни сформированности умений:

  • Высокий - качества проявляются стабильно;
  • Средний - качества проявляются в результате напоминания, просьбы, требования;
  • Низкий - качества проявляются очень редко или отсутствуют .

Сравнительный анализ коммуникативной компетентности детей с сохранным и нарушенным развитием позволил О.В. Дзюба выделить следующие особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

  • снижение потребности в общении,
  • несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи),
  • незаинтересованность в контактах,
  • неумение ориентироваться в ситуации общения,
  • негативизм .

В то же время Л.Г. Соловьевой выделено два типа нарушения коммуникативного общения со взрослым у детей с речевыми нарушениями. Нарушение коммуникативной компетенции по первому типу отличается:

  • неактивностью детей в ходе диалога, низким количеством инициативных высказываний и неспособностью дать реактивную реплику, способную стимулировать собеседника к продолжению разговора (предпочтение невербальных и односложных ответов);
  • односторонним характером диалога, который поддерживается только за счет участия в нем взрослого;
  • неизменностью позиций в общении (взрослый - говорящий, ребенок - слушающий);
  • особенностями поведения детей в ситуации общения: робостью, неуверенностью, скованностью.

Вторая модель коммуникативной недостаточности имеет полярную симптоматику и характеризуется:

  • выраженной активностью детей в ходе беседы за счет появления большого количества инициативных высказываний и развернутого характера реакций;
  • снижением внимания к словам собеседника, что обусловило неадекватность реакции и инициаций;
  • нарушением структуры диалога, определяемым отсутствием речевой выдержки, преждевременностью речевых реакций, склонностью перебивать собеседника;
  • возможностью смены позиций "говорящий - слушающий" за счет появления собственных инициаций;
  • особенностями поведения детей в ситуации общения: импульсивностью, некоторой многословностью, суетливостью.

При этом, по мнению Л.Г. Соловьевой, степень выраженности речевого дефекта является важным, но не единственным фактором, обуславливающим формирование коммуникативного поведения детей по первому или второму типу .

Анализируя все вышеизложенное, можно говорить о вариативных проявлениях нарушения коммуникативной компетенции при общем недоразвитии речи. Такая сложная картина дефекта при ОНР приводит к дизонтогенезу процесса общения, что, безусловно, отрицательно сказывается на установлении и поддержании контактов со сверстниками и взрослыми. Следуя логике научного анализа, можно с большой долей вероятности предположить, что обозначенная выше проблема будет иметь серьезные негативные последствия на всем пути воспитания детей с ОНР как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Теоретический анализ собранных материалов определил содержание и организацию экспериментального исследования состояния коммуникативных, речеязыковых и игровых умений дошкольников с общим недоразвитием речи. В его основу легли известные методики дифференциальной диагностики детей с ОНР (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова), социометрические методики, проективная диагностическая методика «Игровая комната» (А.М. Щетинина), а также наблюдение за детьми в процессе их пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

По результатам выполнения диагностической программы составлялась социометрическая карта коллектива с выделением наиболее популярных и непринимаемых детей в группе, оценивалась деятельность детей по следующим критериям: мотивация к общению, инициативность и потребность в общении, развитие игровых навыков, способы разрешения конфликтной ситуации, использование вербальных и невербальных средств коммуникации.

Для качественной оценки взаимосвязи выбранных параметров был проведен корреляционный анализ полученных данных с использованием линейного коэффициента корреляции. Результаты анализа представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Показатели корреляции критериев оценки коммуникации, речи и игровой деятельности.

инициативность

конфликтность,

игровые умения

потребность в общении

лидерство

невербальные средства в общении

инициативность

конфликтность,

игровые умения

потребность в общении

Социальная позиция

В процессе анализа нашей задачей было определить значимые факторы, влияющие на изменение социальной позиции в группе сверстников. Согласно результатам анализа, наибольшая взаимосвязь критерия «Социальная позиция» прослеживается с критерием «Развитие игровых навыков». Немного ниже коэффициент корреляции критериев «Социальная позиция» и «Потребность в общении». Также отмечена высокая отрицательная корреляция критериев «Социальная позиция» и «Конфликтность». В свою очередь, критерий «Игровые навыки» наиболее тесно коррелирует с критерием «Потребность в общении», а также определен равно высокий коэффициент корреляции с критериями «Невербальные средства», «Инициативность» и «Диалогическая речь». Высокий индекс отрицательной корреляции отмечен для критерия «Конфликтность».

На наш взгляд, указанные данные позволяют сделать следующее предположение. Социальная позиция ребенка в группе сверстников во многом связана с уровнем развития его игровых навыков и потребности в общении. Логично предположить, что высокая потребность в общении побуждает ребенка к установлению большего числа социальных контактов, а высокий уровень игровых навыков делает ребенка привлекательным партнером для игры, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. При этом отрицательные значения индексов, полученные в ходе статистической обработки данных, показали, что высокий уровень конфликтности ребенка препятствует реализации его возможности занять высокую социальную позицию в группе.

Мотивированность и потребность в общении также, на наш взгляд, являются стимулом к совершенствованию игровых навыков. В свою очередь, их развитие основано на оптимизации инициативности, возможностей использования вербальных и невербальных средств общения, в частности, диалогической речи как основного средства речевого взаимодействия в игре. Высокий уровень конфликтности ребенка в данном случае ограничивает количество совместных с партнерами игр и не дает ему совершенствовать качества, необходимые для повышения уровня игровых навыков.

Анализ результатов наблюдения за детьми с ОНР в процессе их пребывания в ДОУ показал наличие следующих особенностей: в процессе парных или групповых игр дети более ориентированы на предметы игрового действия, чем на партнеров по игре. В этом случае дети экспериментальной группы либо играют молча, либо продуцируют речевые высказывания, не обращенные к потенциальным партнерам по игре. Это чаще всего отрывочные словосочетания, слова, реже - фразы. Практически никогда дети с ОНР не используют при этом прилагательные, только - названия предметов и знакомых действий. В тех же редких случаях, когда высказывания детей с ОНР все-таки обращены к партнеру по игре, они не имеют однозначно четкой структуры и содержания, присущих диалогу, и могут лишь условно рассматриваться как диалогическая речь в процессе игры.

Доказательством таких выводов могут быть специфические особенности, такие как:

  • низкая мотивация к участию в диалоге;
  • низкая инициативность;
  • содержательная ограниченность;
  • неумение регулировать свои и чужие действия в игре с помощью диалога;
  • невозможность объяснения роли предметов-заместителей;
  • неточности в понимании и объяснении игровой инструкции;
  • наличие трудностей в развитии и объяснении сюжета игры и т.д.

При этом обнаружена в целом более короткая продолжительность речевой активности в игре у детей с ОНР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Наряду с этим данные эксперимента продемонстрировали неумение детей с ОНР производить вербально урегулирование конфликтных ситуаций, возникающих в процессе игровой деятельности.

Все вышеизложенное позволило провести поуровневый анализ состояния коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи. Исходя из данных общей и специальной литературы, мы определили потенциально возможное распределение баллированных оценок детей контрольной и экспериментальной групп по следующим уровням, представленным в Таблице 2.

Таблица 2. Потенциальное распределение баллированных оценок по уровням развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Количество баллов

Описание уровня

29-35 баллов

Самостоятельное построение коммуникативных действий.

Ребенок способен инициировать общение с незнакомым человеком; демонстрирует потребность в вербальном личностном общении; использует разнообразные средства невербального общения, связанные с речью и дополняющие ее; не использует в общении агрессию, не провоцирует и не участвует в конфликтах; в основном играет в сложные сюжетные игры или игры с правилами, легко удерживает правила и цель игры; в равной мере использует инициативные реплики и реплики-реакции, учитывая интересы партнера по диалогу; является лидером в группе сверстников.

22-28 баллов

Достаточный

Адекватный перенос коммуникативных действий

Ребенок способен инициировать общение со знакомым человеком, не ограничен конкретной ситуацией; демонстрирует потребность в вербальном деловом ситуативном общении; ребенок использует ограниченное количество (1-2) средств невербального общения, связанных с речью и дополняющие ее; редко использует в общении агрессию, в основном в качестве самозащиты, не провоцирует конфликты, в конфликте склонен искать компромисс; преимущественно играет в сюжетные игры или игры с правилами, сюжет игры простой, может не удерживать цель и правила игры; в равной мере использует инициативные реплики и реплики-реакции, не в полной мере учитывая интересы партнера по диалогу (перебивает, не дослушивает, может сменить тему, не ответив на реплику); является принимаемым в группе сверстников.

Неадекватный перенос коммуникативных действий.

Ребенок способен инициировать общение в ограниченном количестве конкретных ситуаций (в игре, в паре, на занятии и т.д.); демонстрирует потребность в деловом ситуативном общении, в основном невербальном; использует невербальные средства общения без связи речью или без речи; использует только вербальную агрессию в общении, редко инициирует конфликт, в основном для самозащиты, в конфликте занимает оборонительную позицию; играет в парные (групповые) настольные игры, редко в простые сюжетные игры или игры с правилами самостоятельно или с партнером; в основном пассивен в диалоге, использует только реплики-реакции, но может предложить инициативные реплики; является не принимаемым в группе сверстников.

8-14 баллов

Односторонние коммуникативные действия.

Ребенок способен инициировать общение с детьми по просьбе и инструкции взрослого; демонстрирует потребность в тактильном и невербальном общении; использует 1-2 способа невербального общения без связи речью или без речи; использует в общении вербальную и редко невербальную агрессию, в конфликте в равной мере занимает оборонительную и наступательную позиции; играет преимущественно в манипулятивные игры; является пассивным участником диалога; является изолированным в группе сверстников.

0-7 баллов

Отсутствие коммуникативных действий.

Ребенок не инициирует общение; не демонстрирует потребности в общении; не использует невербальные средства общения; часто использует вербальную и невербальную агрессию, в конфликте занимает наступательную позицию; самостоятельно не играет; не использует диалог в общении; не общается с группой сверстников.

Результаты нашей диагностики показали, что ни один ребенок с общим недоразвитием речи (3 уровень) не показал результатов, соответствующих высокому уровню и лишь два - достаточному уровню коммуникативной компетентности (10%), тогда как дети из группы сопоставительного анализа преимущественно достигали этих двух наивысших уровней (40% и 45% соответственно). Деятельность детей с ОНР преимущественно позволила отнести их к среднему уровню (85%) и, единично - к низкому уровню развития коммуникативной компетентности (5%).

Исходя из результатов экспериментального исследования и основываясь на теоретико-методологических обоснованиях, изложенных в общей и специальной литературе, мы разработали и реализовали модель формирования коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР посредством игровой деятельности. Ее составляющие представлены принципами (общими и частными), задачами, методами, содержательными блоками (в зависимости от выявленного у детей уровня коммуникативной компетентности): диагностическим, прогностическим, коррекционно-развивающим, срезовым (промежуточным), а также педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность реализации педагогической модели.

Для повышения уровня коммуникативной компетентности была выбрана игровая деятельность в качестве основной среды и средства социального взаимодействия, поскольку корреляционный анализ достоверно показал ее взаимосвязь с развитием речеязыковых, коммуникативных и социальных критериев. Программа коррекции предусматривала внедрение сюжетно-ролевых игр в учебно-воспитательный процесс, а конкретно организацию ролевых игр на логопедических занятиях и в свободной деятельности детей. Организация ролевых игр логопедом и воспитателем строилась на единых задачах и при соблюдении единых условий организации.

В качестве педагогических условий, оптимизирующих реализацию модели, определены:

  1. Использование адекватных возрасту игровых форм активности в соответствии с общеобразовательными и коррекционными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста с сохранным и нарушенным развитием речи.
  2. Сочетание индивидуальных и коллективных форм организации игровой деятельности при ведущей организаторской роли разных специалистов: педагога-воспитателя, логопеда, психолога, музыкального руководителя, физкультурного работника и др.
  3. Соответствующий задачам коррекционно-развивающего воздействия подбор тематики игр.
  4. Использование взаимодополняющих, разноконтекстных ролей, разнообразных ролевых позиций.
  5. Организация совместных игр в разновозрастных объединениях.
  6. Обучение навыкам ведения диалога в стандартных и нестандартных игровых ситуациях.
  7. Использование невербальных средств коммуникации в случае затрудненного применения вербальных средств и т.д.

Результаты срезовой (промежуточной) диагностики показали положительную динамику в речевой, коммуникативной и игровой деятельности детей, что выразилось в позитивном изменении показателей отнесенности детей экспериментальной группы к уровням коммуникативной компетентности и снижении числовых показателей специфических особенностей и ошибок. В настоящее время продолжается внедрение авторской модели формирования коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности.

Рецензенты:

Орлова О.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва.

Архипова Е.Ф., д.п.н., профессор кафедры логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.М. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13346 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Методика диагностирования комм уникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

воспитатель МДОУ детский сад № 38 «Искорка» ,

город Подольск

В настоящее время проблема развития коммуникативных способностей стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто – либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных способностей, необходимо иметь представление об уровне их сформированности у детей.

Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных навыков занимались такие педагоги и психологи, как О.В. Дыбина, Г.А. Урунтаева, Е.И. Щербакова, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, Ю.В. Филиппова и другие.

Однако в представленных исследованиях не в полной степени разработаны методики диагностирования коммуникативных способностей у младших дошкольников.

В связи с этим перед мною встала проблема подбора диагностического средства, удовлетворяющего следующим условиям:

Доступность

Надежность

Однозначность

Валидность

В качестве критериев оценки уровня сформированности коммуникативных способностей я использовала:

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Каждый критерий оценивается по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.

В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения и констатации коммуникативных способностей детей: наблюдение, беседа, эксперимент. Я предлагаю использовать метод наблюдения, который является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.

В качестве ситуаций наблюдения можно выбрать:

Сюжетно-ролевую игру «День рождения у белочки». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных способностей детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы выявим коммуникативные способности в общении и со сверстниками и с взрослыми.

Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.

Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»)

Совместные игры детей на прогулке.

Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому так же можно использовать метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.

На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, я составила список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:

Нужно ли делиться игрушками с детьми?

Ты всегда стараешься так поступать?

Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?

Назови ласково маму, папу и других членов семьи.

Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)

Как нужно попросить взрослого о помощи?

Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?

Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:

Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

Умение организовать общение:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) – не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Общий балл:

Высокий уровень –15 – 18 баллов

Средний уровень – 10 – 14 баллов

Низкий уровень – 6 – 9 баллов

Анализ результатов заносится в, разработанную мною, диагностическую карту.

Диагностическая карта «Определение уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников»

Ф.И. ребенка

Уровень сформированности коммуникативных способностей в общении со сверстниками

Уровень сформированности коммуникативных способностей в общении с взрослыми

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение

Знание норм и правил в общении

Общий балл

Методика диагностирования коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

воспитатель МДОУ детский сад № 38 «Искорка»,

Город Подольск

В настоящее время проблема развития коммуникативных способностей стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто - либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных способностей, необходимо иметь представление об уровне их сформированности у детей.

Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных навыков занимались такие педагоги и психологи, как О.В. Дыбина, Г.А. Урунтаева, Е.И. Щербакова, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, Ю.В. Филиппова и другие.

Однако в представленных исследованиях не в полной степени разработаны методики диагностирования коммуникативных способностей у младших дошкольников.

В связи с этим перед мною встала проблема подбора диагностического средства, удовлетворяющего следующим условиям:

  1. Доступность
  2. Надежность
  3. Однозначность
  4. Валидность

В качестве критериев оценки уровня сформированности коммуникативных способностей я использовала:

  1. Желание вступать в контакт
  2. Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Каждый критерий оценивается по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.

В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения и констатации коммуникативных способностей детей: наблюдение, беседа, эксперимент. Я предлагаю использовать метод наблюдения, который является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.

В качестве ситуаций наблюдения можно выбрать:

  1. Сюжетно-ролевую игру «День рождения у белочки». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных способностей детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы выявим коммуникативные способности в общении и со сверстниками и с взрослыми.
  2. Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.
  3. Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»)
  4. Совместные игры детей на прогулке.

Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому так же можно использовать метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.

На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, я составила список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:

  1. Нужно ли делиться игрушками с детьми?
  2. Ты всегда стараешься так поступать?
  3. Почему?
  4. Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?
  5. Почему?
  1. Назови ласково маму, папу и других членов семьи.
  2. Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)
  3. Как нужно попросить взрослого о помощи?
  4. Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?

Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:

  1. Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

  1. Умение организовать общение:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

  1. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Общий балл:

Высокий уровень –15 - 18 баллов

Средний уровень – 10 - 14 баллов

Низкий уровень – 6 - 9 баллов

Анализ результатов заносится в, разработанную мною, диагностическую карту.

Диагностическая карта «Определение уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников»

п/п

Ф.И. ребенка

Уровень сформированности коммуникативных способностей в общении со сверстниками

Уровень сформированности коммуникативных способностей в общении с взрослыми

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение

Знание норм и правил в общении

На чтение 7 мин. Просмотров 1.2k.

Цель методики: выявить уровень сформированности коммуникативной компетенции у дошкольников.

Диагностика общения детей

Воспитатель приводит дошкольника в комнату, в которой стоит стол. На этом столе находятся книги и игрушки. Воспитатель спрашивает, чем бы хотел заняться ребенок: поиграть в игрушки, почитать книжки или просто поразговаривать.

Когда дошкольник делает выбор, воспитатель организует выбранную деятельность. После того, как они закончили, дошкольнику нужно еще раз сделать выбор между тем, что осталось.

Если дошкольнику сложно сделать выбор, то воспитатель сам предлагает позаниматься всеми этими делами попеременке. Каждый вид деятельности должен длиться не дольше 15 минут.

Иногда бывает, что ребенок все время выбирает одну и ту же ситуацию (поиграть в игрушки, к примеру), другие же виды деятельности он отвергает.

В таком случае воспитатель самостоятельно делает выбор и предлагает заняться именно этим. Важно сделать это мягко, но настойчиво.

Либо можно также мягко и настойчиво попросить дошкольника сделать самого выбор, но только между двумя оставшимися занятиями.

Диагностика общения детей — Интерпретация метода

Задача педагога – заполнить протокол диагностики. В него заносится следующая информация:

  1. В каком порядке ребенок выбирал деятельность.
  2. Что было главным объектов внимания для ребенка в первые минуты занятия.
  3. Какова была активность ребенка по отношению к этому объекту.
  4. Насколько комфортно чувствовал себя ребенок во время эксперимента.
  5. Какие звучали речевые высказывания.
  6. Сколько времени желал бы ребенок проводить выбранную деятельность.

Виды общения выбираются в соответствии с предпочтением ребенка:

  1. В случае выбора игры, тип общения – ситуативно-деловой.
  2. В случае выбора книг тип общения – внеситуативно-познавательный.
  3. В случае выбора разговора – внеситуативно-личностное.

Действия дошкольника оцениваются баллами. Очень важно особенно обратить внимание содержании и теме высказываний дошкольника.

Самое большое количество баллов получают дети, которые способны к внеситуативно-личностному общению.

После того, как все виды деятельности были проведены, нужно подсчитать, сколько в общем набрал баллов ребенок.

Тот вид общения, который набрал самое большое количество баллов, считается ведущим.

Определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.

Для использования методики М.И.Лисиной по диагностике форм общения необходимо познакомиться с предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров дошкольном возрасте, которая представлена в таблице.

Цель методики: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.

Проведение обследования.

Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация).

Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить.

Каждая ситуация длится не более 15 мин.

Во время обследования при выборе каждой новой ситуации педагог заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола. Таким образом, в каждом обследования будет заполнено три протокола - на каждую ситуацию.

В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и (это отмечается в протоколе, см. графы 2, 3, 4), взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения (отмечается в графах 5-10 протокола).

В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:

  • порядок выбора ситуаций;
  • основной объект внимания в первые минуты опыта;
  • характер активности по отношению к объекту внимания;
  • уровень комфортности во время эксперимента;
  • анализ речевых высказываний детей;
  • желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

  • 1-я ситуация (совместная игра) - ситуативно-деловое общение;
  • 2-я ситуация (чтение книг) - внеситуативно-познавательное общение;
  • 3-я ситуация (беседа) - внеситуативно-личностное общение.

Обработка результатов

При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний.

Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.

Методика включает три ситуации общения ребёнка со взрослым. Каждая из ситуаций представляет собой модель определённой формы общения.

На основе сопоставления показателей поведения ребёнка в каждой из них делается заключение о предпочтении той или иной формы и об уровне развития общения в целом.

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считаете та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

№ п/п Показатели поведения Количество баллов
1 Порядок выбора ситуации:
игры-занятия
чтение книги
беседа на личностные темы
2 Основной объект внимания в первые минуты опыта:
игрушки
книги
взрослый
3 Характер активности по отношению к объекту внимания:
не смотрит
беглый взгляд
приближение
прикосновение
речевые высказывания
1
4 Уровень комфортности во время эксперимента:
напряжен, скован
озабочен
смущен
спокоен
раскован
весел
5 Анализ речевых высказываний детей:
По форме:
ситуативные
внеситуативныеПо теме:
несоциальные (животные, игрушки, бытовые вещи, предметы и т.д.)
социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители и т.д.)По функции:
просьбы о помощи
вопросы
высказывания
6 Продолжительность деятельности:
минимальная — до 3 мин
средняя — до 5 мин
максимальная — до 10 мин и более
ИТОГО

В предлагаемой М. И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так к она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

  1. Ситуативно-деловая (СД) форма общения. Для ее изучения была организована игра с моим участием. Я предварительно рассказала, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Я наблюдала, оказывала при необходимости помощь: отвечала на вопросы, откликалась на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.
  2. Внеситуативно-познавательная (ВП) форма общения. С целью изучения этой формы общения было проведено чтение, обсуждение книг. Книги были подобраны соответственно возрасту детей и имели познавательный характер (о зверях, машинах…). Я читала книжку, объясняла, что нарисовано на картинках, дала возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечала на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбрал сам из ряда предложенных.
  3. Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми была проведена беседа на личностные темы. Я задавала вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Я рассказала о себе, о поступках разных людей, оценила свои достоинства и недостатки, старалась быть равноправным и активным участником беседы.

Формы общения и их основные параметры

Формы общения Параметры форм общения
Время проявления С кем и где общается ребенок Вид потребности Ведущий мотив общения Средство общения Продукты общения
1. Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) 2 мес. (от 2 до 6 мес.) Мать, родные, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворяют его первичные потребности Потребность в доброжелательном внимании взрослого Личностный: взрослый – это ласковый доброжелательный человек Экспрессивно-мимические реакции: улыбка, взгляд, мимика Неспецифическая общая активность. Подготовка к акту хватания
2. Ситуативно-деловая (предметно-действенная) 6 мес. (от 6 мес. До 3 лет) Совместная деятельность со взрослым в ходе предметной деятельности Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве Деловой: взрослый – образец для подражания, эксперт, помощник Предметно-действенные операции Развитие предметной деятельности. Подготовка к овладению речью
3. Внеситуативно-познавательная 3 – 4 года (с 3 лет до 5 лет) Совместная деятельность со взрослыми и самостоятельная деятельность ребенка Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении Познавательный: взрослый – источник познания. Партнер по обсуждению причин и связей Речевые операции Развитие наглядно-образного мышления и воображения
4. Внеситуативно-личностная 5 – 6 лет (с 5 до 7 лет) Общение разворачивается на фоне самостоятельной деятельности ребенка Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении. Ведущая роль – стремление к взаимопомощи и сопереживанию Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями Речь Накопление морально-нравственных ценностей. Развитие логического мышления. Готовность к обучению. Система мотивов, произвольность поведения

Методика оценки коммуникативных способностей

Коммуникативные способности ребенка закладываются в дошкольном учреждении, когда воспитатель продумывает и четко выстраивает образовательные ситуации, в которых дети обучаются навыкам учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками. В результате дети начинают понимать специфическую позицию педагога и его профессиональную роль. В учебной ситуации взрослый выступает не просто как человек, который рассказывает что-то интересное и предлагает пообщаться по этому поводу. Педагог ставит учебную задачу, которую необходимо решить ребенку. Правильное восприятие ситуации занятия, истинного смысла вопросов взрослого позволяет ребенку строить свое поведение в соответствии с целями образовательного процесса.

Не менее важным является общение и взаимодействие детей друг с другом. В обществе сверстников ребенок чувствует себя «среди равных». Благодаря этому у него развиваются самостоятельность суждений, умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, инициировать получение новых знаний. Соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками, заложенный в дошкольном возрасте, позволяет ему адекватно действовать в школе. Начальная форма учебной деятельности всегда коллективная; она организуется учителем и осуществляется в ходе совместной работы с детьми. Усвоение общих способов действий (а именно на это, в первую очередь, направлена учебная деятельность) происходит в коллективных и совместно-распределенных видах образовательной работы. Это требует от ребенка умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, внутренней смены позиции, объективного отношения к действиям других участников совместной работы.

Методика 1

Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).

Текст задания: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 1. Задание 1Задание 1. На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке рядом с ней крестик.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 1. Задание 2Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 1. Задание 3Задание 3. На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?

  • 3 балла - ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
  • 2 балла - ребенок правильно выбрал 2 картинки.

Интерпретация:

Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.

Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.

Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.

ребенок способность игра общение

Методика 2

Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).

Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 1Задание 1. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 2Задание 2. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 3Задание 3. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 4Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 5Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 1Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

  • 3 балла - ребенок правильно выбрал 4 и более картинки.
  • 2 балла - ребенок правильно выбрал 2 - 3 картинки.
  • 1 балл - ребенок правильно выбрал 1 картинку.

Интерпретация:

Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.

Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.

Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.

Методика 3

Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).

Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 1Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 2Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 3Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама его поблагодарит.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 4Задание 4. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.

  • 3 балла - ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому.
  • 2 балла - ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому.
  • 1 балл - ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.

Интерпретация:

Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения к взрослому.

Методика 4

Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).

Текст задания: Посмотри, что происходит на верхней картинке. Теперь рассмотри нижние картинки.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. Задание 1Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. Задание 2Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. Задание 3Задание 3. Отметь картинку на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. Задание 4Задание 4. Отметь картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.

  • 3 балла - ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).
  • 2 балла - ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).
  • 1 балл - ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.

Интерпретация:

Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.

Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.

Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.

Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Что же это за особенности личности:

А. Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").

Б. Умение организовать общение ("Я умею!"),которое включает в себя:

  • 1. умение слушать собеседника,
  • 2. умение эмоционально сопереживать,
  • 3. умение решать конфликтные ситуации.

В. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").

Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных способностей, необходимо иметь представление об уровне их сформированности у детей.

На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, был выведен список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:

Нужно ли делиться игрушками с детьми?

Ты всегда стараешься так поступать?

Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?

Назови ласково маму, папу и других членов семьи.

Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)

Как нужно попросить взрослого о помощи?

Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?

Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:

Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) - легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) - ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) - ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

Умение организовать общение:

Высокий уровень (3 балла) - ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) - ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) - ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:

Высокий уровень (3 балла) - выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) - имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Общий балл:

Высокий уровень -15 - 18 баллов

Средний уровень - 10 - 14 баллов

Низкий уровень - 6 - 9 баллов

Как же можно развивать основные умения общаться.

С помощью специальных игр и упражнений. Эти упражнения делятся на 6 групп:

1. "Я и мое тело".

Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически запущен.

Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Это упражнения развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, стимулирующие двигательное и эмоциональное самовыражение. Сюда же входят ролевые игры (двигательное изображение какой-либо роли: "походи как старик, лев, как котенок, как медведь").

Сочинение рассказа, в котором ребенок испытывает сильное чувство (например, "гнев" с последующим отображением этого чувства в движениях).

2. "Я и мой язык".

Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения (беседа "Как можно общаться без слов?", "Через стекло", "Расскажи стихи без слов", "Испорченный телефон", беседа "Зачем нужна речь?").

3. "Я и мои эмоции".

Игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоция, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. ("Пиктограммы", "Рисуем эмоции пальцами", "Дневник настроений", беседы об эмоциях).

Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. ("Психологический автопортрет" "За что меня можно любить? За что меня можно ругать?", "Кто я?" для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения "Я").

5. "Я и моя семья".

Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. (Рассматривание фотоальбома; беседа "Что значит любить родителей?"; разыгрывание ситуаций; рисунок "Семьи").

6. "Я и другие".

Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

(Коллективное рисование, беседы "Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т.п.)", проигрывание ситуаций).

Упражнения, направленные на развитие информационно-коммуникативных умений

Диалог-шутка

Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.

Воспитатель предлагает поиграть в диалог: читает все вопросы (строгая интонация), а дети хором повторяют слово “забыл” (плаксивая интонация).

  • - Где жил?
  • - Забыл.
  • - Где был?
  • - Забыл
  • - Что ел?
  • - Забыл
  • - Что пил?
  • - Забыл.

Игру можно варьировать.

  • 1. Девочки задают вопросы, а мальчики отвечают и наоборот. Интонации при этом предлагаются различные.
  • 2. Вопросы задаются хором детьми, а один ребёнок отвечает.
  • 1. Твои плечи говорят: “Я горжусь”.
  • 2. Твоя спина говорит: “Я старый человек”.
  • 3. Твой палец говорит: “Иди сюда”.
  • 4. Твоя голова говорит: “Нет”.
  • 5. Твой рот говорит: “М-м-м. Я люблю это печенье”.

Самый лучший

Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

Детям предлагается соревнование на лучшего клоуна, лучшего друга, короля (королевы) вежливости, защитника животных. Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций:

рассмеши царевну;

попроси игрушку у ребят;

уговори маму пойти в цирк;

помирись с товарищем;

попроси ребят принять тебя в игру;

посмеши ребят;

расскажи о щенке, живущем на улице так, чтобы хотелось его забрать домой.

Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений

Скажи по-разному

Цель: развить умения чувствовать друг друга, дифференцировать слуховое восприятие.

Детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой).

  • - пойдём гулять;
  • - дай мне игрушку и др.

Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить...”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений

Игра с масками

Цель: развить умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.

Воспитатель предлагает детям по желанию надеть маску домашнего животного. Две маски могут построить диалог о том, как им живётся у своих хозяев, как они к ним относятся, а также, как они сами относятся к своим хозяевам.

В заключении делают вывод о необходимости бережного и ответственного отношения к своим питомцам.

Как ты себя чувствуешь

Цель: развить умения чувствовать настроение другого.

Игра проводится по кругу. Каждый ребёнок внимательно смотрит на соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребёнок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается.

Список использованной литературы

  • 1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
  • 2. Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.
  • 3. Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.
  • 4. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2007
  • 5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение» 1982г.
  • 6. Чеснокова Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.