Сапоги

Сколько уровней имеет пенсионная система. Принципы новой пенсионной реформы

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Структура пенсионной системы Российской Федерации

П енсионная система РФ это - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • .­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

пенсионное страхование пенсионное обеспечение негосударственное пенсионное обеспечение
пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии
разновидности и причины
пожилой возраст потеря члена семьи, отвечающего за доход
  • пожилой возраст;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет;
  • социальная пенсия.
  • до конца жизни;
  • срочная
инвалидность
  • страховая;
  • накопительная.
страховая
финансирование
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР из средств федерального бюджета из добровольных отчислений работника и работодателя
организации-страховщики
ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударственный Фонд

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

  • пенсии по выслуге лет;

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

Правила пенсионной системы определяют общий размер расходов, которые общество тратит на выплату пенсий, и их распределение среди получателей пенсий. Эти нормы регулируют условия пенсионного обеспечения, порядок предоставления прав на получение пенсий и их размеры, виды пенсий, категории населения, подлежащие обязательному пенсионному страхованию, возраст выхода на пенсию. От данных норм в определяющей мере зависит ряд других показателей, характеризующих ту или иную национальную пенсионную систему. В их числе: общая численность пенсионеров и величина расходов на пенсионное обеспечение; структура пенсионеров по видам получаемых пенсий и категории старших возрастных групп, включая занятых трудовой деятельностью и неработающих пенсионеров.

Специалисты МОТ и МАСО при анализе национальных систем пенсионного обеспечения используют следующие их характеристики:

  • - круг охвата населения пенсионным страхованием или государственным социальным обеспечением;
  • - обязательность или добровольность взносов;
  • - уровни социальной защиты (с учетом нуждаемости или замещение заработной платы);
  • - страховой или налоговый характер их финансовой организации.

Самой лучшей пенсией по старости является такая, которая выплачивается в течение всего оставшегося периода жизни получателя, получившая название «пожизненная пенсия». Она должна быть регулярной, непрерывной и индексируемой по уровню инфляции и темпам роста заработной платы. Считается, что в идеале пенсия должна быть достаточной для удовлетворения базовых потребностей пенсионера и увеличиваться в связи с ростом стоимости жизни.

К ключевым характеристикам, определяющим эффективность функционирования национальных пенсионных систем, относятся:

  • методы их финансового обеспечения;
  • взаимосвязь страховых взносов (иных характеристик - трудового стажа, гражданства, инвалидности, нуждаемости и т.д.) и пенсионных выплат;
  • структура и статус организаций, призванных осуществлять функции пенсионного страхования в стране;
  • роль государства, основных социальных субъектов (работодателей и работников), федеральных и региональных органов власти, страховых организаций в организации пенсионного страхования.

Основные цели, на достижение которых направлены системы пенсионного обеспечения, были закреплены в базовых конвенциях и рекомендациях МОТ , а в дальнейшем подтверждены и развиты в Европейском кодексе социального обеспечения и в Европейской социальной хартии.

Статья 23 Европейской социальной хартии «Право лиц пожилого возраста на социальную защиту» требует от государств-участников предоставлять пенсионерам достаточно средств, «позволяющих им вести достойную жизнь и играть активную роль в государственной, общественной и культурной жизни».

Несмотря на невозможность количественно определить «достойную» жизнь, данное положение подразумевает, что уровень пенсионного дохода должен обеспечить не просто реализацию минимальных потребностей, но и адекватный уровень замещения пенсией заработной платы, достаточный для привычного материального обеспечения и поддержания прежнего социального статуса семьи пенсионера.

Подчеркивая обязательность предоставления гарантий минимального уровня дохода пенсионеров, Европейская социальная хартия, Европейский кодекс социального обеспечения вслед за конвенциями и рекомендациями МОТ определяют минимальные стандарты компенсации утраченного заработка в рамках пенсионных систем.

Принцип соответствия российского законодательства социального страхования международному праву отражен в ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», подтверждающей, что настоящий федеральный закон регулирует отношения в системе обязательного социального страхования в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Российская Федерация 5 мая 1998 г. ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Кроме того, 16 октября 2009 г. Россия ратифицировала Европейскую социальную хартию (пересмотренную) , приняла 68 из 98 пунктов пересмотренной Хартии.

Стандарты и нормы в данных международных документах являются выверенными с позиции международного опыта, рассмотрение которых представляет важное направление совершенствования критериальной базы для отечественного законодательства.

Многие страны, особенно входящие в ОЭСР, изменили свои пенсионные формулы с учетом увеличения продолжительности периода, за который определяется средний заработок. Благодаря этому, происходит движение в сторону формулы, в которой средний заработок исчисляется за весь период трудовой деятельности. В ней размер пенсии по социальному страхованию рассчитывается в зависимости от продолжительности всей трудовой деятельности и освобождается от необоснованного влияния размеров заработной платы работника в течение последних лет перед выходом на пенсию.

Макроэкономическая оценка задействованного потенциала пенсионного обеспечения проводится с помощью сопоставительных характеристик удельных затрат на финансирование пенсионных систем в ВВП, а также экспертного и актуарного анализа эффективности отдельных пенсионных институтов и всей их совокупности по следующим параметрам:

  • степень охвата групп населения (общенациональные, коллективные и индивидуальные);
  • характер участия субъектов правоотношений (обязательные, добровольные, факультативно-обязательные);
  • методы аккумуляции и распределения финансовых средств (распределительные, накопительные и смешанные);
  • тип пенсионных схем (с установленными взносами и с установленными выплатами).

Эффективность функционирования пенсионных институтов зависит от многих экономических, социальных и демографических факторов. Для измерения их влияния на финансовое состояние пенсионных систем используют ряд показателей, которые помогают лучше понять финансовые детерминанты системы и оценить будущие расходы и доходы системы.

Среди них выделяют пять основных показателей:

  • - коэффициент охвата, демонстрирующий долю населения, охваченного пенсионной системой (от величины данного показателя зависит как бюджет системы, так и доходы пенсионеров);
  • - коэффициент нагрузки, отражающей долю получателей пенсий и пособий в общей численности застрахованного населения;
  • - абсолютный размер пенсии и ее покупательная способность, позволяющие судить о величине пенсии с позиции прожиточного минимума пенсионера;
  • - коэффициент замещения, отражающий уровень пенсий и пособий по отношению к получаемой ранее заработной плате;
  • - пенсионная формула, используемая для исчисления размера пенсии, зависящая от элементов, входящих в ее состав;
  • - пенсионная модель представляющая собой финансовое устройство пенсионной системы, демонстрирующая зависимость размера пенсии от набора факторов - страхового стажа, размера заработной платы, величины страхового тарифа и периода предстоящей жизни в момент выхода на пенсию.

Коэффициент охвата в системе обязательного социального пенсионного страхования зависит от состояния рынка труда (занятость работающих, количество безработных и других категорий экономически активного населения), величины страхуемых заработков и может быть охарактеризован с трех позиций:

  • как доли наемных работников и самозанятых лиц, застрахованных в рамках системы;
  • как доли фонда оплаты труда (ФОТ) в ВВП, т.е. той его части, которая выплачивается наемным работникам и которая подлежит страхованию в связи с рисками старости, инвалидности и утраты кормильца;
  • как доли индивидуальных страхуемых заработков (поскольку заработки, учитываемые при начислении взносов и назначении пенсий, обычно ограничиваются верхним пределом).

Коэффициент охвата является ключевым показателем для измерения эффективного уровня социальной защиты, предоставляемой пенсионными системами. Изменение уровня охвата оказывает существенное и быстрое воздействие на собираемость страховых взносов, в определяющей мере зависимых от общего объем страхуемого дохода работников.

Коэффициент нагрузки определяется как доля получателей пенсий и пособий в общей численности застрахованного населения. Его численное выражение зависит от условий получения права на выплату пенсии или пособия, а также от трудового стажа и возрастной структуры населения в случаях пенсий по старости.

Абсолютный размер пенсии - это величина, которая обычно сопоставляется с прожиточным минимумом пенсионера и характеризует материальное положение последнего. Данный показатель, который еще определяют как «потребительскую способность пенсии», обычно служит для оценки нуждаемости пенсионера, определения масштабов бедности и необходимых ресурсов для оказания помощи на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Коэффициент замещения характеризует соотношение среднего уровня индивидуальных выплат и среднего индивидуального заработка. Экономический смысл данного показателя состоит в оценке степени замещения пенсией заработной платы, ранее получаемой работником.

Наряду с показателями абсолютного уровня пенсионного обеспечения (в частности, соотношения размеров пенсии - минимального, среднего, максимального - с прожиточным минимумом) он является основным и наиболее распространенным при анализе уровня благосостояния современных пенсионеров.

Коэффициент замещения - один из ключевых показателей, демонстрирующий эффективность функционирования системы пенсионного страхования. Его числовое выражение зависит от первоначально установленного законодателем нормативного уровня замещения, определяемого на основе актуарной оценки важнейших задаваемых условий и факторов: уровней страхуемой заработной платы, среднестатистической продолжительности периодов страхового стажа и периодов выплат пенсии, величины пенсии и условий индексации в период выплаты, а также страховых тарифов. Таким образом, первоначально при разработке приемлемого уровня замещения принимаются во внимание нормы пенсионного обеспечения, продолжительность трудового стажа (или периода проживания в стране для универсальных пенсий) и уровни индивидуальных заработков в течение трудовой жизни.

Коэффициент замещения также зависит от применяемого механизма индексации текущих выплат в соответствии с индексом цен или динамикой изменения величин заработной платы. Важно подчеркнуть, что индивидуальный коэффициент замещения снижается, если пенсии индексируются только частично.

При оценке числового выражения данного показателя с позиций социальной приемлемости и экономических возможностей (систем доходов населения, состояния рынка труда и демографических показателей) необходимо также иметь в виду размер индивидуальных страхуемых заработков по типовым группам наемных работников.

Пенсионная формула используется для исчисления размера пенсии и учитывает факторы, принимаемые при расчете пенсий в качестве базовых. Например, размер пенсии зависит от величины заработной платы застрахованного лица и продолжительности периодов, исчисляемых для расчета заработной платы для начисления пенсии. При всей простоте, что, несомненно, является ее положительной стороной, такая пенсионная формула имеет и недостатки. Например, при ее использовании требуется корректировать размеры пенсий, назначенные ранее, поскольку на финансовые ресурсы влияет инфляция, заработная плата со временем растет, а по этому пенсии тех, кто только выходит на пенсию, существенно отличаются от назначенных 10-15 лет тому назад.

Достаточно распространенной в настоящее время является пенсионная формула, основанная на учете страховых сумм, накопленных на индивидуальном счете застрахованного лица. Размер исчисляемой с ее помощью пенсии зависит от объема накопленного пенсионного капитала и продолжительности периода выплат пенсии. Данная пенсионная формула более точно учитывает вклад застрахованного лица при расчете величины пенсии.

Пенсионная модель характеризует финансовую организацию пенсионной системы и общественные отношения, возникающие по поводу материального обеспечения граждан в старости, в связи с инвалидностью или утратой кормильца. Пенсионные модели подразделяются на два вида: страховые и нестраховые. В основе такой классификации лежат финансовые источники средств, природа профессиональных видов деятельности получателей пенсий и социальные стандарты организации жизнедеятельности населения. Другими словами, различия пенсионных моделей характеризуют взаимосвязь социально-трудовых взаимоотношений с источниками финансирования пенсий.

Использование пенсионной модели позволяет оценить финансовую жизнеспособность пенсионной системы (сбалансированность будущих доходов и расходов) и разработать рекомендации о необходимости изменения страхового тарифа или структуры пенсий.

Модельный метод используется для анализа финансовых последствий альтернативных подходов к реформированию пенсионных систем и разработки обоснованных рекомендаций по изменению условий, норм и механизмов финансирования пенсионных систем. В частности, пенсионная модель используется для анализа условий функционирования пенсионной системы и проведения прогнозных оценок ее перспектив:

  • прогнозирования расходов и доходов в условиях статус-кво и при реализации различных подходов к проведению реформ;
  • оценки необходимого и достаточного объема резерва для покрытия текущего дефицита пенсионной системы или технического (накопительного) резерва;
  • разработки предложений по изменению размера страхового тарифа в соответствии с положениями о достижении желаемого уровня фондирования;
  • оценки влияния изменений экономических и демографических условий на состояние системы.

Таким образом, пенсионная модель используется для прогнозирования базы начисления страховых взносов и расходов на финансирование пенсий. На основании полученных результатов может быть определен график изменения страховых тарифов для различных вариантов финансирования пенсионной системы.

Анализ различных пенсионных систем позволяет их классифицировать по важнейшим признакам (табл. 5).

Таблица 5

Основополагающие критерии-характеристики пенсионной системы

регулирования

Виды критериев-характеристик

Условия назначения и выплаты пенсий

Пенсионный возраст, в том числе мужчин и женщин. Страховой стаж, в том числе мужчин и женщин. Порядок выплаты пенсий работающим пенсионерам. Порядок предоставления досрочных профессиональных и государственных пенсий

Порядок исчисления размеров пенсий

Гарантированные нормы пенсионного обеспечения, в том числе размер социальных и страховых пенсий. Соотношение средней страховой пенсии и средней заработной платы. Шкала дифференциации коэффициентов замещения. Порядок осовременивания заработков. Верхний предел заработной платы, принимаемый за ограничительный при начислении пенсии и взимании страховых взносов

Финансовое обеспечение

Обязательства основных социальных субъектов (работодателей, работников, государства) по финансовому обеспечению каждого вида пенсионной системы. Размер затрат на социальные пенсии. Размер затрат на социальное выравнивание в страховых системах. Структура финансового обеспечения по распределительному, накопительному и смешанному виду. Доля расходов на пенсионную систему в ВВП на средне- и долгосрочную перспективу

Условия и стоимость создания новой пенсионной системы

Этапы построения новой пенсионной системы в увязке с прогнозами экономического и демографического развития - коэффициентом пенсионной поддержки (нагрузки) (численность плательщиков взносов к численности пенсионеров). Этапы создания финансовых (в том числе страховых) институтов, включая перестраховочные резервы

Управляющие

Структура органов управления (роль представителей социальных субъектов). Структура исполнительных органов. Структура и полномочия контролирующих органов

Уровень пенсионной защиты населения в большой степени зависит от двух факторов - «зрелости» системы социальной защиты и уровня экономического развития страны. Оба эти фактора и, соответственно, уровень пенсионной защиты в значительной степени обусловлены историческими, культурными и социальными феноменами.

  • См.: Рекомендацию № 67 (1944 г.), Конвенцию № 102 (1952 г.), Конвенцию № 128и Рекомендацию № 131 (1967 г.).
  • Следует отметить, что Российская Федерация не ратифицировала ст. 12 Хартии«Право на социальное обеспечение» и ст. 13 «Право на социальную и медицинскуюпомощь».

В данной работе мы решили оценивать пенсионную систему методом использования 2 групп показателей:

Показатели зрелости ПС

Для описания зрелости пенсионной системы мы рассчитаем коэффициент экономической зависимости и коэффициент поддержки ПС.

· Коэффициент ЭЗ рассчитывается следующим образом:

К эз =Ч пенс /Ч пл, где

К эз - коэффициент экономической зависимости пенсионной системы

Он характеризует число пенсионеров, приходящееся на одного занятого. Чем выше коэффициент, тем система становится более зрелой. На графике 1 наглядно изображено рост Коэффициента ЭЗ, что может указывать на становление новой распределительно-накопительной ПС в России. Долго наблюдалась тенденция к увеличению числа занятых на рынке труда, что существенно снижает нагрузку на пенсионную систему. Однако с 2009 года вновь появилось увеличение числа пенсионеров и уменьшение работающего населения.

· Коэффициент поддержки ПС

Этот показатель высчитывается с помощью формулы:

К п =Ч пл /Ч пенс, где

К п - коэффициент поддержки пенсионной системы

Ч пл – численность плательщиков взносов (занятого населения)

Ч пенс – численность пенсионеров

Коэффициент поддержки ПС показывает, сколько работающих человек приходится на одного пенсионера. Данный коэффициент обратен предыдущему. На графике 1 также наглядно представлено изменение показателя со временем.

В Таблице 2 представлены статистические данные, взятые с сайта Единой Межведомственной Информационной Системы (ЕМИС) и выполнены расчеты коэффициентов.

Таблица 2 «Показатели зрелости ПС»

Численность пенсионеров 38429,5 38182,8 38159,75 38227,8 38324,8 38363,7 38470,5 38796,4
Численность занятого населения 65070,4 66432,2 67274,7 68168,9 68854,9 70570,5 69284,9
коэффициент поддержки ПС 1,69324 1,73985 1,762975 1,78323 1,79662 1,83951 1,84466 1,78586
коэффициент экономической зависимости 0,59058 0,57476 0,567223 0,56078 0,5566 0,54362 0,542105 0,55995


График 1 «Показатели зрелости ПС»

Оценив зрелость ПС РФ, можно прийти к выводу, что первые пять лет пенсионная реформа была эффективной, но далее введение накопительного элемента лишь усилила нагрузку на экономику.

Показатель оценки уровня пенсии

Этот показатель рассчитывается через следующую формулу:

К зо =П ср /З ср, где

К зо – коэффициент замещения в системе ОПС

П ср – средняя пенсия за год

З ср – средняя заработная плата за год

Коэффициент замещения один из наиболее важных показателей и отражает степень замещения потерянного заработка при выходе на пенсию. Чем выше показатель, тем большие пенсионные выплаты от своей заработной платы получает гражданин при наступлении пенсионного возраста, тем эффективней пенсионная система.

Коэффициент оценки уровня жизни пенсионеров показывает долю отношения среднего размера пенсии к прожиточному минимуму. Формула этого показателя выглядит следующим образом:

К оц =П ср /Прож мин, где\

К оц – коэффициент оценки уровня жизни пенсионеров

П ср – средний размер пенсии

Прож мин – прожиточный минимум

Таблица 3 «Показатели оценки уровня пенсии»

Средняя заработная плата Средний размер назначенных пенсий прожиточный минимум коэффициент замещения отношение к среднему прожиточному мин
402,05 0,38254 0,63215
1522,6 458,93 0,301409 0,48615
2223,4 719,78 1 285 0,323727 0,56014
3240,4 1051,8 1 574 0,324574 0,6682
4360,3 1397,3 1 893 0,320448 0,73811
5498,5 1651,5 2 143 0,300346 0,77063
6739,5 1926,2 2 451 0,285811 0,78589
8554,9 2430,8 3 060 0,284135 0,79436
10633,9 2735,9 3 437 0,257281 0,79601
13593,4 3160,4 4 005 0,232498 0,78912
17290,1 4 693 0,236203 0,87023
18637,5 5289,9 5 144 0,283832 1,02837
20952,2 7590,2 5 902 0,362265 1,28605
8097,3 6 209 0,346496 1,30412

В Таблице 3 рассчитаны показатели на основе статистических данных. Уровень жизни пенсионеров имеет очевидную тенденцию к росту (см график 2 ), что нельзя сказать о последних изменениях коэффициента замещения, который с 2010 года начал снижаться. Этот факт связан с заменой ЕСН страховыми взносами, после чего процедура расчета пенсии изменилась.

04.08.2018 12:38:10

Своим видением по вопросу повышения пенсионного возраста поделился старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Набиюла Гичиев.

Дискуссия вокруг повышения пенсионного возраста в России вылилась в законопроект, внесенный Правительством РФ в Государственную думу РФ. В настоящее время высказываются разные точки зрения, как в пользу повышения пенсионного возраста, так и против него. Рассмотрим кратко эти подходы к этой многогранной проблеме для выработки собственных выводов и предложений.

Демографический контекст возраста выхода на пенсию связан с рядом аспектов:

Демографическое старение нации, ведущее к изменению соотношения между плательщиками взносов и получателями пенсий. Очевидно, что без увеличения числа плательщиков пенсионных взносов или уменьшения числа пенсионеров невозможно повысить пенсии.

В 1930-х годах, когда был введен возраст выхода на пенсию для отдельных категорий мужчин 60 лет и женщин 55 лет, на одного человека в пенсионном возрасте приходилось 8 человек трудоспособного возраста. После второй мировой войны в 1950-х годах, когда пенсионная система распространилась на все население страны, это соотношение снизилось до 5 к 1. К настоящему времени коэффициент поддержки уменьшился до 2.3, а уже после 2023 года в России на одного человека в пенсионном возрасте будет приходится менее 2 человек в трудоспособных возрастах

В результате повышения пенсионного возраста по предложенному Правительством РФ плану коэффициент демографической поддержки увеличится к 2035 году до 3. Если не будет изменений в пенсионной системе размер пенсии должен снижаться.

В целом процент лиц в возрастах от 60 лет и старше в России увеличился с 9% в 1959 г. до 21% в 2017 г., и по прогнозам он возрастет до 26% в 2030 г. По уровню старения Россия не относится к разряду очень старых стран, таких как Япония, Италия, Германия, где доля лиц в возрастах 60 лет и старше в настоящее время равна соответственно 33%, 29% и 28%.

На этом основании можно сделать вывод, что в России можно не спешить с повышением пенсионного возраста. Тем не менее, ряд стран с аналогичной долей пожилых (США, Канада, Норвегия, Ирландия и др.) повысили или повышают возраст выхода на пенсию. Результаты сравнения показывают, что Россия скорее запаздывает с этим процессом. Она находится в положении Италии 1990-х гг., когда эта страна была вынуждена повышать пенсионный возраст, чтобы сдержать рост дефицита государственного бюджета.

Первая причина относительного увеличения численности пожилых и их доли во всем населении (демографическое старения) – это снижение рождаемости. Другой причиной увеличения числа пенсионеров является рост продолжительности жизни, но не всего населения, а именно людей в старших возрастах.

С 2007 по 2016 г. разрыв между Россией и странами ЕС в продолжительности жизни мужчин, доживших до 60 лет, уменьшился с 6,7 лет до 5,8 лет, женщин - с 5,2 до 4,2 лет. Вместе с тем, сохраняющаяся, хотя и уменьшающаяся, большая разница в продолжительности жизни мужчин (16,1 лет) и женщин (21,7 лет) в России, говорит о необходимости учета гендерного фактора в планах повышения пенсионного возраста.

Один из главных мифов, обсуждаемых в связи с повышением пенсионного возраста, связан с использованием показателей продолжительности жизни: «будем работать до гробовой доски», «после выхода на пенсию долго не проживем», «до пенсии в России не доживает 40% мужчин».

Дания начала 1980-х годов, где пенсионный возраст для мужчин и женщин составлял 67 лет, а продолжительность жизни первых равнялась 71,4 года, у вторых - 77,6 года. Пример Дании заслуживает отдельного внимания, поскольку повышение возраста выхода на пенсию в этой стране увязывается с изменением продолжительности жизни. В 2006 г. проведенная «Реформа благосостояния» предполагала «индексацию» пенсионного возраста с учетом изменения продолжительности жизни лиц, доживших до 60 лет и закрепленной нижней границей средней продолжительности жизни после выхода на пенсию в 14,5 лет. Начатая с 2011 г. «Реформа пенсионного возраста» предполагает повышение пенсионного возраста с 65 до 70 лет в несколько этапов: с 65 до 67 лет в 2019-2022 гг., до 68 лет к 2030 г., до 69 лет к 2035 г. и до 70 лет к 2040 г. Условием реализации плана повышения пенсионного возраста на 5 лет является увеличение, как минимум, на 5 лет ожидаемой продолжительности жизни.

Невысокая ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) не являлась основанием для отказа от повышения пенсионного возраста в странах Восточной Европы и СНГ.

В большинстве из них повышение пенсионного возраста начиналось в условиях, сравнимых или даже менее благоприятных, чем в современной России. Например, в Польше, где в течение 1984-1989 гг. произошло практически беспрецедентное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет (по 1 году в год), у мужчин ситуация с продолжительностью жизни пожилых была хуже, чем в современной России. В Чехии, при похожей на Польшу ситуации с дожитием до пенсии и ОПЖ женщин в возрасте 55 и 60 лет, в 1996 году было объявлено повышение до 63 лет для обоих полов (для женщин темпом в 3-4 месяца ежегодно). При этом изменения пенсионной системы не сворачивались, и с 2016 года начался новый этап повышения до 67 лет. В Венгрии пенсионный возраст начал подниматься с 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин до 62 года с 1998 года.

Ожидаемая продолжительность жизни мужчин, доживших до текущего пенсионного возраста в 60 лет, составляет сейчас более 16 лет, а женщин до 55 лет - почти 26 лет, и эти показатели не являются барьерами на пути повышения пенсионного возраста. Сегодня мужчинам, которые дожили до 65 лет, при условии сохранения уровней смертности 2016 года, предстоит прожить 13,4 лет, а женщинам, дожившим до 63 лет - 19,3 лет.

Сравнительные коэффициенты смертности (2015 год) в возрасте 35-39 лет у российских мужчин выше, чем у немцев в 7 раз, а в возрасте 60–64 года - в 2,5 раза. Различия между коэффициентами россиянок и немок в аналогичных возрастных группах меньше - соответственно 4,5 раза и 1,7 раза.

Предлагаемое повышение пенсионного возраста отражает реальные процессы в сфере занятости лиц старшего возраста. С одной стороны, сохраняющееся желание работать, с другой - низкие пенсии, выталкивают лиц старшего возраста на рынок труда. В настоящее время наступление пенсионного возраста снижает участие в трудовой деятельности, однако это уменьшение нельзя назвать драматичным: доля работающих мужчин сокращается приблизительно на четверть (с 69% до 50%) и женщин - на шестую часть (с 79% до 66%). Расчеты показывают, что в 60 лет прекращают трудовую деятельность около трети ранее работавших мужчин, в 55 лет - не более четверти женщин. В настоящее время работает около 40% 60-64-летних мужчин (37,8%) и более половины 55-59-летних женщин (52,0%). Следует ожидать, что прогнозируемый рост образовательного уровня населения, который является одним из факторов увеличения продолжительности жизни, будет способствовать дальнейшему повышению занятости в старших возрастных группах.

По сравнению с большинством развитых и постсоциалистических стран экономическая активность и участие в занятости российских мужчин и женщин старших возрастов являются относительно низкими.

В контексте предлагаемого повышения пенсионного возраста стоит обратить внимание на величину и динамику уровня занятости населения старших возрастов постсоциалистических стран. Именно в этих странах в течение 2000-2010-х гг. наблюдался наиболее существенный рост (в полтора-два раза) уровня занятости населения старших возрастов, что непосредственно было связано с проведенными в этом регионе пенсионными изменениями, включавшими и повышение нормативного возраста выхода на пенсию. В результате, если в начале 2000-х гг. по уровню занятости населения 55 лет и старше Россия превосходила большинство стран Центральной и Восточной Европы, то в настоящее время мы наблюдаем обратное соотношение российские показатели меньше аналогичных показателей постсоциалистических стран. В целом, опыт осуществления пенсионных изменений показывает, что повышение пенсионного возраста увеличивает участие женщин в рабочей силе и их занятость в бо льшей мере, чем у мужчин.

Согласно имеющимся оценкам, эффективный пенсионный возраст в нашей стране выше нормативного: у мужчин на 3,2 года, у женщин - на 5,3 года.

В подавляющем большинстве стран пенсионный возраст не зависит от продолжительности жизни. Такая зависимость на законодательном уровне установлена лишь в нескольких государствах с низким уровнем смертности в старших возрастах (например, во Франции и в Дании).

На основании изложенного можно сделать вывод:

Увеличение пенсионного возраста в условиях нарастающего бюджетного дефицита необходимо. Однако решение об увеличении пенсионного возраста не решит данную бюджетную проблему полностью, а лишь отложит его на неопределенный срок (возможно на 6-10 лет), перенося, таким образом, центр финансовых трудностей на временной период 2024 -2028 гг.

С нашей точки зрения, правильно, что пенсионный возраст законодательно увязывается с продолжительностью жизни, но в дополнение к этому, конечно, должны учитываться гендерные различия в реальной ожидаемой продолжительности жизни.

Обеспечить законодательно закрепленную гарантию трудозанятости пенсионеров на прежней должности в период ожидаемой продолжительности жизни, что будет логичным продолжением тезиса, обосновывающего необходимость пенсионных изменений по причине нехватки рабочих рук из-за демографической ямы.

Тимур АЛИЕВ

Ни одно исследование невозможно без определения базовых, ключевых понятий. В нашем случае главным будет понятие пенсионной системы. В целом можно констатировать, что консенсус в плане выработки единого и общепризнанного определения достигнут.

Так, пенсионная система России -- это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Современные пенсионные системы большинства развитых стран, как правило, базируются на трех ключевых звеньях. Во-первых, это система обязательного государственного пенсионного обеспечения; во-вторых, это государственное обязательное пенсионное страхование; и, в-третьих, личное пенсионное (добровольное или обязательное) обеспечение (страхование) Мосейко В.В. Генезис пенсионных систем как проявление социальной функции государства. Томский государственный педагогический университет, 2008. С. 9..

Все существующие в различных странах пенсионные системы можно разделить на две большие группы:

1. распределительные (солидарные), когда средства для выплаты пенсий берутся из текущих поступлений от работающих;

2. накопительные (персонализированные), когда гражданин в течение своей трудовой жизни накапливает средства в пенсионном фонде, который пускает их в экономический оборот, чтобы как минимум защитить от инфляции, а как максимум, существенно прирастить их объем.

Распределительные системы могут финансироваться из государственного бюджета без выделения целевых платежей на формирование пенсионных средств (таковы, как правило, схемы пенсионного обеспечения для государственных служащих) либо из целевых платежей страхового характера, направляемых в специальные фонды. Такие платежи могут осуществляться работником, работодателем или ими совместно. Большинство существующих в современном мире пенсионных систем являются распределительными, иногда с элементами накопительной системы. Единственная страна, имеющая полностью накопительную пенсионную систему, - Чили. Распределительные системы зависят от изменений в демографической структуре населения: от соотношения количества работающего населения и населения пенсионного возраста. Такие системы наиболее эффективны и необременительны для экономики при отношении работающего населения к пенсионерам не менее чем 5 к 1. Поскольку для всех развитых стран характерно старение населения и повышение удельного веса пенсионеров, традиционные распределительные системы сталкиваются с кризисом финансирования. У нас по состоянию на 1 января 2010 года на каждого жителя в возрасте старше трудоспособного приходится примерно 3 трудоспособных. Советская пенсионная система была классической распределительной системой: человек работал, платил подоходный налог, кроме того, на фонд оплаты труда начислялись средства социального страхования (около 38% от фонда оплаты труда), которые после 1932 года были переданы в управление профсоюзам, из них и выплачивались по достижении пенсионного возраста пенсии. Российская пенсионная система (в области трудовых пенсий) в настоящее время ушла от чисто солидарной системы, которая существовала в советское время, к смешанной с накопительным элементом. Существенное отличие пенсионных систем современных европейских стран от российской пенсионной системы в том, что там очень развито корпоративное пенсионное страхование и индивидуальное пенсионное страхование, при этом пенсионные взносы освобождаются практически от всех налогов. Государство сознательно создает условия для того, чтобы за счёт государственных пенсионных фондов выплачивалось, например, лишь 35% пенсий, остальная часть выплачивается через негосударственные фонды. Существуют корпоративные пенсионные программы, по которым работник сможет рассчитывать на пенсию уже через 10-15 лет работы в корпорации. По условиям договора с негосударственным пенсионным фондом лицо может получать пенсию, будучи абсолютно здоровым, работоспособным человеком. Даже в 40 лет возможно в этом случае подать заявление в пенсионный фонд и получать пусть небольшую, но пенсию Филлипова И.А. Право социального обеспечения. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 36-37..

Представляется необходимым акцентировать внимание на проблемах развития российской пенсионной системы.

Пенсионная система России в последние два десятилетия находится в периоде перманентного реформирования. На это имеется целый ряд объективных и субъективных причин.

Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально-экономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всём мире. В России этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на т.н. принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию. Наряду с серьёзными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие:

1. Низкий уровень пенсионных выплат, которые не индексировались в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста заработной платы. Поэтому работники, вышедшие на пенсию 20-30 лет назад, получали меньше “новых” пенсионеров, имеющих такие же стаж и квалификацию, да и работавших в тех же производственных условиях. По данным исследований уровня жизни, проведённых в 1980-е гг., до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причём старших возрастов.

2. Низкая дифференциация пенсий как продолжение и естественное следствие уравнительной политики в сфере доходов населения. Это означало крайне низкую зависимость размера пенсии от трудового вклада работника во время его трудовой жизни.

3. Относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), что по мере старения населения увеличивало нагрузку на пенсионную систему.

4. Широко распространённая практика досрочного выхода на пенсию для различных категорий работников, что на практике увеличивало нагрузку на пенсионную систему.

Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г., представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста. Так, в 1992-1993 гг. по сравнению с 1991 г. число ранних пенсионеров увеличилось не менее чем на 30%. Главное новшество заключалось в том, что была введена выплата полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения. В результате состав населения старше трудоспособного возраста стал практически однородным: пенсию стали получать почти все пожилые граждане, независимо от прежних трудовых заслуг. Все упомянутые нормы привели к резкому увеличению объёма социальных обязательств государства по пенсионному обеспечению своих граждан. Далее в первую половину 1990-х гг. в сложных социально-экономических условиях трансформационного периода, сопровождавшихся падением реальных доходов многих социальных групп, на пенсионное обеспечение были возложены функции, имманентно ему несвойственные, -- например, функция поддержания доходов некоторых категорий занятого населения в форме выплат пенсий «за выслугу лет» с сохранением права трудиться на том же рабочем месте, выплата пенсии работающим пенсионерам, назначение пенсий лицам, досрочно покинувшим рынок труда в связи с ростом открытой безработицы и пр.

В результате же резкое увеличение нагрузки значительно увеличило дефицит Пенсионного фонда, создав катастрофическую ситуацию. Разгорелась научная дискуссия о возможных направлениях развития. Можно выделить, по крайней мере, четыре основные группы причин критической ситуации, возникшей в области пенсионного обеспечения, которые в принципе заставили говорить о необходимости пенсионной реформы. Первая группа имеет демографический характер и связана с тенденцией интенсивного старения российского населения. Численность возрастных когорт свыше 60 лет за последние пятьдесят лет практически удвоилась и продолжает расти опережающими темпами по сравнению с другими возрастными группами. Нормальное же функционирование системы, основанной на идее солидарности поколений, возможно лишь при соотношении 10:1 (на одного пенсионера должно приходиться десять плательщиков пенсионных взносов). В России уже в 1990 гг. это соотношение (так называемый «коэффициент поддержки», рассчитываемый как отношение числа лиц в возрасте от 20 лет до пенсионного возраста, нормативно установленного в данной стране, к числу лиц старше этого пенсионного возраста) составляло 2,7. Увеличение доли пожилых неизбежно ведет к усилению налоговой нагрузки на работающее население (независимо от того, кто является формальным плательщиком -- работник или работодатель). Важно, что наблюдаемый демографический сдвиг -- долговременная причина непреходящего характера, которая уже действовала на протяжении десятилетий; её влияние в дальнейшем могло лишь возрастать. Вторая группа причин также касается соотношения численности плательщиков и получателей, но имеет не демографическую, а экономическую природу. В 1990-е гг. наметилась устойчивая тенденция сокращения численности занятого населения и особенно той его части, которая занята в общественном производстве и является плательщиком взносов в Пенсионный фонд. Тем самым, сдвиги на рынке труда существенно усугубили влияние демографических факторов. Хотя эта причина возникла именно в период экономической трансформации, для рыночной экономики её также нельзя считать кратковременной. В рамках пенсионной системы распределительного типа это объективно вынуждает поддерживать очень высокий уровень тарифов взносов в Пенсионный фонд, в середине 1990-х гг. его значение достигало 29% от фонда оплаты труда. Столь высокий тариф отчислений наряду с прочими налога ми и обязательными взносами во внебюджетные фонды имел своим негативным следствием ярко выраженную тенденцию к уклонению плательщиков от уплаты налогов и обязательных отчислений. Наибольшие масштабы процесс «бегства от налогов» приобрел в негосударственном секторе экономики. Третья группа причин связана с относительно низким пенсионным возрастом и широким распространением системы досрочного выхода на пенсию, что в среднем снижало общий возраст на 3-5 лет. Это правовая и институциональная причина, которую, казалось бы, можно устранить законодательным путем. Однако, как показывает мировой опыт, изменение пенсионного возраста относится к числу наиболее чувствительных для населения вопросов и встречает серьезное общественное противодействие. Последующие события в России лишь подтвердили этот факт.

Четвёртая группа причин - финансово-экономические: рост задолженности предприятий по заработной плате из-за отсутствия прямого финансирования из бюджетов разных уровней и рост объёмов невыплаченной заработной платы; значительное расширение масштабов натурального (бартерного) обмена между товаропроизводителями; широкомасштабное использование денежных наличных средств в экономической деятельности; использование предприятиями специальных ссудных счетов; применение и натуральных форм оплаты труда и пр. Эти практики были характерны для первого этапа экономической трансформации и, как представлялось, носили временный характер. Между тем многие из них в модифицированном виде сохраняются и сегодня. Неформальная экономика в России не сокращается, а «творчески» приспосабливается к меняющимся социально-экономическим условиям Малева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад. С. 1-10..

С 2001 года и по настоящее время осуществляется новый виток реформ пенсионной системы. Необходимость реформирования пенсионной системы мотивировалась в первую очередь демографическими причинами. Так, по актуальным расчётам Пенсионного фонда РФ, к 2016 году на 1000 человек населения трудоспособного возраста количество лиц пенсионного возраста увеличится до 428 человек. Реформа пенсионной системы в Российской Федерации началась с принятия трех федеральных законов:

Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Этими законами были заложены краеугольные камни действующей пенсионной системы. Закон о трудовых пенсиях определил основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Закон о государственном пенсионном обеспечении урегулировал правоотношения, возникающие при предоставлении пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Закон об обязательном пенсионном страховании установил организационные, правовые и финансовые основы пенсионного страхования в России. Помимо трёх указанных законов в систему пенсионного законодательства Российской Федерации входят также следующие законодательные акты:

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Федеральный закон Российской Федерации от 06 марта 2001 года №21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Федеральный закон Российской Федерации от 07 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 2008 года №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и т.д. Некоторые положения законов, входящих в систему пенсионного законодательства, детализируются различными подзаконными актами: положениями, инструкциями и т.д.

Сейчас пенсии в Российской Федерации могут выплачиваться за счет средств:

*федерального бюджета (пенсии по государственному пенсионному обеспечению);

*бюджета субъектов РФ (в соответствии с нормативными правовыми актами данного субъекта);

*местных бюджетов (на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления);

*организаций (в соответствии с локальным нормативным актом конкретного предприятия);

*из накоплений на счету будущего пенсионера в негосударственном пенсионном фонде Филлипова И.А. Право социального обеспечения. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 34-35..

Несмотря на понимание большинства проблем пенсионной системы, два десятилетия постоянного реформирования в своём актуальном состоянии российская пенсионная система остаётся крайне несовершенной. Пожалуй, самая основная причина такого кроется в принципиальном исчерпании ресурсов и возможностей, предоставляемых старыми моделями пенсионных систем и методов пенсионного обеспечения. Таким образом, совсем скоро мы станем перед выбором: либо разработать принципиально новую модель, либо фактически быть неспособными осуществлять пенсионное обеспечение.