Ботинки

Самостоятельная двигательная активность в детском саду. Самостоятельная двигательная активность детей в условиях группы детского сада 12 организация самостоятельной двигательной деятельности детей

Светлана Сафонова

Создание благоприятной окружающей обстановки - организация свободного места для игр и подбор игрушек - остаётся в подготовительной группе одним из путей повышения двигательной активности детей , помогает ей развернуться с наибольшей полнотой.

На 6-м году жизни у ребёнка возникает сравнительно более устойчивые интересы к самостоятельным формам познавательной и изобразительной деятельности . Дети увлечённо рисуют, лепят, конструируют, слушают сказки, рассказы, рассматривают и обсуждают картины. Значительное развитие получает ролевая игра. Всему этому необходимо найти место в режиме дня. Следовательно, чем старше дети, тем сложнее педагогу найти место в режиме дня и руководить самостоятельной деятельностью , регулировать разные виды деятельности чередуя физические нагрузки с отдыхом.

Повышение двигательной активности ребёнка в подготовительной группе достигается прежде всего поощрением индивидуальных игр с мячом, обручами и другими игрушками. Воспитатель поддерживает интерес малоподвижного ребёнка к тому или иному движению, упражняясь и играя вместе с ним как можно чаще. Если ребёнок в игре с педагогом получает удовлетворение от положительного результата своих действий, у него появляется желание повторять упражнения. Это помогает ребёнку поверить в свои силы и быть более активным!

Публикации по теме:

«Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в условиях ограниченного пространства» (физкультурные уголки, содержание.).

Физическое развитие детей в самостоятельной деятельности Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом министерства образования.

Первая младшая группа. Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений.

Окружающий мир ребенка – это удивительная, интересная, неопознанная страна детства, где все происходит впервые. В этом возрасте дети задают.

Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной активности детей в ДОУ» "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ.

Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку. Наступило долгожданное лето и теперь (если,.

Методическое руководство взаимодействием ДОУ и семьи в формировании ЗОЖ у детей Методическое руководство взаимодействием ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников Здоровый образ жизни дошкольника.


Организация самостоятельной двигательной

активности детей в условиях ДОУ и семьи
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 68», г. Краснодар Учитель – логопед Галина Борисовна Титаренко Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л. С. Выготскому, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребёнка в группе. По данным ряда медико-педагогических исследований, двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40-50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении. Формами организации оздоровительной работы, являются: самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес, к водоему), физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн). Существенным компонентом любого вида деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения. При изучении двигательной активности детей важным явились два аспекта: - определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию; - поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности. Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников необходимо определились приоритеты в режиме дня.
Первое место
в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно- оздоровительным занятиям (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.)
Второе место
в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.
Третье место
отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно- оздоровительной работы с ними. Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно- развивающей среды в домашних условиях. Для реализации этой проблемы необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного формирования родителей о способах физкультурно-оздоровительной работы (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно- развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов - с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря). Основным компонентом предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются
физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды, лыжи, бадминтон. Если в семье имеются в наличии эти основные (ключевые) предметы, необходимые для нормального физического воспитания детей в семье, то это частично поможет реализовать физическое развитие детей. Однако, как показывает анализ полученных данных анкетирования, зачастую возможности этой предметной среды используются ограниченно. Родителям необходимо успешнее организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья. В домашних условиях родители выделяют круг основных предметов для самостоятельной двигательной активности ребенка дошкольника. Развивающая среда дома: Предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку - мешок для метания мячей, простейшие тренажеры (мини-велотренажер, мини-степпер - «ступеньки»), мяч - прыгунок (хоп, гимник) и лыжи. Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием. Воспитатель может порекомендовать родителям во время совместных или самостоятельных игр использовать музыкальное сопровождение: включать песенки их любимых мультфильмов. По окончании следует сменить характер музыкального сопровождения на спокойный и расслабляющий, чтобы ребенка было легче переключить на другой вид деятельности. «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни. В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка. Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.
По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы определены качественные характеристики выпускника детского сада как физически развитого, «… у ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности… ». Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Формами организации двигательно- оздоровительной работы в ДОУ являются: самостоятельная деятельность детей; подвижные игры; утренняя гимнастика; двигательно-оздоровительные физкультминутки; физические упражнения после дневного сна; физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами; физкультурные прогулки (в парк, в лес, к водоему) ; физкультурные досуги; спортивные праздники; Дни здоровья. Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия и т. д. На прогулке рекомендуется организовывать 2-3 игры, если в этот день не было физкультурного занятия. В дни проведения физкультурных занятий организуется одна подвижная игра и какое – либо физическое упражнение. В старших группах в течение месяца может быть проведено 15 – 20 игр. Каждая новая игра повторяется 4-5 раз. Не следует забывать об играх – эстафетах. Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления на занятиях. Длительность ее составляет 2-3 минуты в середине занятия. Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, способствует профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Эту гимнастику следует проводить 7 – 15 минут.
Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма. Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Нужно давать позитивные формулировки (иди прямо, выше подбородок, носик вперед) и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. Лучше всего чаще играть в игры на развитие осанки. Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендуется проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) . Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна, во время прогулок. При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек). Педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. Система занятий, основанная на следующих принципах: непрерывность (с утра до вечера) ; добровольность (вызывать желание, а не принуждать) ; доступность упражнений; чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Для организации самостоятельной двигательной активности ребенка, необходимо заинтересовать его. Для этого можно использовать, например: 1. Тренажёр "Поймай мяч ловушкой" Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце. Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески. 2. Тренажёр "Попади в кольцо" Деревянное кольцо (диаметр - 40 см) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1, 5 м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м) с мягким шариком. Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется:: играющие должны не только бросать, но и ловить. 3. "Лыжи" Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев "лыжи", выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника. 4. Напольные шашки Полотно размером 1на 1 м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки лёжа на полу, что позволяет разгрузить позвоночник. Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данная проблема в нашем детском саду решается при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома.

Татьяна Александровна Косолапова

детский сад №149 «»Ёлочка

г.о. Тольятти, Самарской области

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.

«Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

П.Ф. Лесгафт

Гармоничное развитие ребенка невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на здоровье и физическое развитие ребенка. Однако, согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Интеллектуальные перегрузки, снижение двигательной активности как по объёму, так и по интенсивности, однообразное её содержание – вот основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере. Самостоятельная двигательная деятельность детей, о пользе которой написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности.

Самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. По данным физиологов, дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество её заключается в том, что ребенок сам выбирает вид движения, темп, делает паузы, чередует их. Эта форма работы требует особого, опосредованного руководства.

Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Однако, самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

Организацию физкультурно-игровой среды: достаточное количество пространства для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;

Закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;

Владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Все руководство строится только на основе индивидуального подхода. Необходимо:

Наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;

Предусматривать каждому ребенку место для движений, чтобы никто не мешал, оберегать это пространство;

Привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;

Снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, помочь выбрать пособие для движений вопросом, загадкой, советом;

Пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч, скакалку и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;

При знакомстве с новым предметом показывать его в первую очередь малоподвижным детям, сопровождая показ несложными активными движениями и перемещениями в пространстве, детям большой подвижности - движениями, требующими точности, сдержанности, осторожности (ходьба, бег, прокатывание мяча по ограниченной плоскости; все виды лазанья и т. п.);

Отдавать предпочтение пособиям, требующим активных действий, чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;

Никогда насильно не усаживать на место подвижного ребенка, наоборот, с помощью сюжета внести в его бесцельные действия целесообразность;

Иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;

Обыгрывать новые пособия, показывая, как по-разному можно с ними действовать. Например: по доске - ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать мяч; скакалку можно крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения; мяч - вращать на месте, прокатывать, подкидывать, бросать, отбивать, играть вдвоем и т. д.;

Периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и побуждать преодолевать их «по-разному»;

Обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

Значение этой формы физического воспитания детей дошкольного возраста неоспоримо. Самостоятельная деятельность, формируя у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых) физические упражнения, воспитывает в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую деятельность. Например, младшие дошкольники уже в середине учебного года (вследствие систематической работы в данном направлении) способны самостоятельно придумывать новые движения, упражнения с известными пособиями; старшие дошкольники – обогащать знакомые подвижные игры большим количеством вариантов, а также создавать новые.

Самостоятельно заниматься физическими упражнениями могут все воспитанники детского сада, независимо от возраста, индивидуально и объединяясь в небольшие группы. Материалом служат те упражнения, которые, не требуя сложной организации и страховки, наиболее эффективно влияют на организм ребенка: ползание, упражнения с мячом, прыжки через длинную и короткую скакалку, метание в цель, бег; катание на велосипеде, качелях, каруселях и самокате, бадминтон, теннис, серсо, кольцеброс, подвижные и другие игры.

Руководить самостоятельной двигательной деятельностью необходимо осторожно, тактично, ненавязчиво: подбадривать, поощрять, предлагать. Не стесняя инициативы детей направлять деятельность каждого ребенка и следить одновременно за всей группой. Например, детям, долго прыгающим через скакалку, предложить поиграть в кегли, серсо или другие спокойные игры; поддержать детей при неудачных попытках и попросить помощи у тех, кто в этом виде движений более успешен.

Таким образом, правильная организация самостоятельной двигательной деятельности будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками, развитию творчества.

Список литературы

1. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей // Дошкольное воспитание, 2004, №1

2. Медведева, Т. Активная деятельность старших дошкольников / Т. Медведева //Дошкольное воспитание, 2006, №8

3. Никитина М.А. Инновационные технологии организации двигательной активности старших дошкольников / Никитина М.А., Храмцов П.И. - М., 2009

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / Москва: Мозаика – Синтез. 2000.

5. Хвастунова, Т.А. Организация предметно-развивающей среды в соотвествии с современными требованиями / Т.А, Хвастунова //Воспитатель ДОУ,2009, №2

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Д/С № 149 «Ёлочка»

г. о. Тольятти

Консультация для педагогов на тему:

«Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»

Подготовил:

инструктор по физической культуре

Косолапова Т. А.

2012-2013 учебный год


В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения.

Общеизвестно решающее значение двигательной активности в формировании растущего организма. Однако в образовательном процессе ее специфическое значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.

Согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования . При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы.

В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Она не рассматривается как составляющая физической культуры и средство развития личности человека. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях.

Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка.

Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

Цель работы – рассмотреть методику руководства самостоятельной двигательной деятельностью детей.

Задачи работы:

1. рассмотреть сущность двигательной активности и двигательной деятельности детей;

2. выделить пути оптимизации двигательной активности детей;

3. раскрыть особенности организации физкультурного уголка в группах разного возраста.


Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.

И.Д.Маханева, С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний .

В работах И.И.Мастюковой, С.Н.Попова, С.С.Бычковой, Т.И.Богиной, Е.А.Сагайдачной указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности .

При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию - удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т.д. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности.

Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование «старческого» механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Понятие «двигательная активность» (ДА) включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности.

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой .

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль.

Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.

Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный. Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности.

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

В группах младшего дошкольного возраста решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом. Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), формирование наиболее важных двигательных умений и навыков, в соответствии с биологическими ритмами года.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ реализуется в следующих формах:

Физкультурного занятия;

Утренней гимнастики;

Физкультминутки;

Физкультурной паузы;

Упражнений после дневного сна;

Организованной двигательной активности детей на прогулках;

Коррекционного занятия .

Физкультурное занятие - основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми. Физкультурное занятие в зависимости от задач проводится фронтально, подгруппами, индивидуально руководителем физического воспитания и (или) воспитателем.

Утренняя гимнастика представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на повышение функциональной активности жизнеобеспечивающих систем организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и кровообращения, активизируют обмен веществ. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака (в летнее время на свежем воздухе, зимой – в помещении).

Физкультминутка – комплекс специальных упражнений и игровых заданий для отдельных групп мышц. Физкультминутка проводится на занятиях малоподвижного характера с целью освобождения от мышечного и умственного напряжения, создания положительных эмоций, подъема активности детей.

Физкультурная пауза – перерыв между занятиями, во время которого проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у детей, сформировавшегося в процессе занятий с умственной нагрузкой, повышения двигательной активности детей.

Упражнения после дневного сна содействуют постепенному переходу организма из состояния сна в бодрствование, повышают эмоциональный и мышечный тонус, способствуют эффективному закаливанию, хорошо сочетаются с водными процедурами.

Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней) направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности. Для подвижных и спортивных игр используют игровой материал и пособия в соответствии с утвержденным типовым перечнем физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования для учреждений дошкольного образования. Спортивные игры проводятся по упрощенным правилам.

Коррекционное занятие – комплекс мероприятий медицинского, физического, психологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей. Коррекционное занятие проводится руководителем физического воспитания с подгруппами детей при наличии единых медицинских показаний и противопоказаний или индивидуально.

Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют разнообразное физкультурное оборудование.

Принципиально важно то, чтобы в занятиях постепенно нарастали сложность и трудоемкость. Также постепенно в занятия включают упражнения, которые должны выполняться с использованием различных предметов и технических средств при помощи взрослых. Дети особенно любят такие упражнения. Наиболее целесообразно проводить занятия физическими упражнениями на открытом воздухе с применением спортивных снарядов - турника, лесенки, бревна и др.

Формы занятий по физическому воспитанию в ДОУ


Форма занятия

Количество и продолжительность занятий (в мин) в зависимости от возраста детей

5–6 (7) лет

Физкультурно-оздоровительная работа

Физкультурное занятие

2–5 раз в неделю

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Физкультминутка

Ежедневно 1–3 мин в зависимости от вида и содержания занятий

Физкультурная пауза

Ежедневно 10–12 мин в зависимости от вида и содержания занятий

Упражнения после дневного сна

Ежедневно

Организованная двигательная активность детей на прогулке

2 раза в день

Коррекционное занятие

Проводится не менее 2 раз в неделю (индивидуально и по подгруппам) 20–30 мин во второй половине дня

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Свободная двигательная активность

Ежедневно в утренние часы, до занятий и между занятиями, на прогулках и во второй половине дня по желанию детей


Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.

2. Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.

3. Интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений в уд/мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенной режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезка. Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений; количество за дневное время пребывания в дошкольном учреждении - по шагомеру: 3 года - 9000-9500 движений, 4 года - 10000-10500, 5 лет - 11000-12000, 6 лет - 13000-13500, 7 лет - 14000-15000 .

Для достижения такого уровня двигательной активности более 70% ее должно быть реализовано при использовании организованных форм двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия, трудовая деятельность и др.).

Физкультурные занятия являются основной формой организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. При этом решаются взаимосвязанные задачи - оздоровительные, образовательные и воспитательные. Физкультурные занятия состоят из 3 частей: вводной, основной и заключительной. Задачи вводной части: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Задачи основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма. Основная часть начинается с общеразвивающих упражнений. Упражнения выполняются из различных исходных положений - стоя, сидя, лежа. Используются упражнения для укрепления и развития различных мышечных групп - плечевого пояса и рук, мышц туловища (спины и живота), подвижности позвоночника, ног, бег, упражнения для формирования правильной осанки, развития и формирования свода стопы, упражнения для углубленного дыхания, перестроения и т.д. Затем следуют упражнения в основных движениях - обучение новым движениям или совершенствование и закрепление известных. Как правило, в одном занятии происходит сочетание обучения и закрепления 2-3 движений. Основная часть заканчивается подвижной игрой, включающей также одно или несколько основных движений (бег, подскок, лазание и т.п.).

Задачи заключительной части: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей. В этой части проводятся различные виды ходьбы, ходьба с выполнением движений, тренирующих дыхание и др., игры малой подвижности с двигательными заданиями.

С помощью хронометража определяется общая продолжительность занятия и его отдельных частей. Общая продолжительность физкультурного занятия в зависимости от возраста: 3-4 года - 15-20 минут, 4-5 лет - 20-25 минут, 5-6 лет - 25-30 минут, 6-7 лет - 30-35 минут. Каждая из частей занимает соответственно: вводная - 2-6 минут, основная - 15-25 минут, заключительная - 2-4 минуты. В основной части физкультурного занятия на общеразвивающие упражнения отводится 3-7 минут, на основные виды движений - 8-12 минут и на подвижную игру - 4-5 минут .

Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.

При определении общей плотности учитывается время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простой детей по вине воспитателя, неоправданные ожидания, восстановления нарушений дисциплины.

Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах:

Общая плотность = полезное время х 100 / продолжительность занятия

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85% .

Моторная плотность = время, затраченное на движение х 100 / общее время занятия.

Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторений. При подборе и использовании физических упражнений для нормирования физической нагрузки следует ориентироваться на сдвиги частоты сердечных сокращений при их выполнении. Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений 10-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3-5 минут. На основании изменений частоты сердечных сокращений строят физиологическую кривую занятия – графическое изображение частоты сердечных сокращений.

Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. Обычно во вводной части занятия частота сердечных сокращений возрастает на 15-20%, в основной части - на 50-60% по отношению к исходной величине, а во время подвижной игры учащение ее достигает 70-90% (до 100%).

В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные данные на 5-10%, после занятий (спустя 2-3 минуты) возвращается к исходному уровню.

Для обеспечения тренирующего эффекта на физкультурных занятиях средний уровень частоты сердечных сокращений для детей 5-7 лет - 140-150 уд/мин; 3-4 лет - 130-140 уд/мин. Средний уровень частоты сердечных сокращений за все время занятия определяется путем суммирования частоты сердечных сокращений после: 1) вводной части, 2) общеразвивающих упражнений, 3) основных видов движений, 4) подвижной игры, 5) заключительной части и деления на 5.

В зависимости от интенсивности мышечной нагрузки находятся и энерготраты организма. Наибольшие затраты энергии отмечаются во время бега (по сравнению с покоем возрастают в 3-4 раза) и во время подвижной игры (в 5 раз). После занятий на 2-3 минуте энерготраты остаются выше исходного уровня на 20-15% .

Важное значение при оценке двигательного режима приобретает определение внешних признаков утомления (покраснение лица, потливость, дыхание, общее самочувствие). Если у всех детей имеют место выраженные признаки утомления, воспитатель должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной группы и соответственно снизить ее и перестроить занятие.

Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность.

Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч локомоций в сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч - для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч - для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч - для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.

Соотношение покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%;

В течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления;

Имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;

Артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме .

При организации двигательного режима должна быть учтена степень моторности каждого ребенка возрастной группы.

По степени активности детей можно разделить на три группы:

Нормальные,

Моторные,

Малоподвижные.

Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение.

У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны. Мало того, исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д. Эти дети нуждаются в индивидуальном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении.

Например, в изменении режима и качества питания, увеличении или ограничении двигательной активности. Одним из способов нормализации двигательной активности моторных и малоподвижных детей является их дружба, основанная на общности интересов.

Задачами педагога в организации двигательного режима являются:

Анализ и оценка двигательной активности детей в течение дня, недели, месяца с помощью современных измерительных приборов,

Выявление причин моторности или малоподвижности детей с учетом возможного наследственного фактора,

Оказание помощи в оборудовании мини-стадионов для самостоятельной двигательной деятельности детей с учетом их специфических психологических особенностей,

Выявление общих интересов, склонностей и влечений малоподвижных и моторных детей, создание ситуаций, стимулирующих их дружеские отношения.

Методы, способствующие развитию двигательной активности дошкольников:

Сказка-беседа, чтение стихотворений или отрывков из детской художественной литературы, использование пословиц, поговорок, потешек, помогающих осмысливанию поставленных перед детьми задач и сознательному выполнению двигательных упражнений, самостоятельному их применению в различных ситуациях.

Рассматривание иллюстраций или репродукций картин по теме. В связи с вызванными сильными впечатлениями дети проявляли эмоционально-личностное отношение к событиям, что обеспечивало яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений и способствовало поддержанию интереса к двигательной деятельности на протяжении всего занятия.

Игровые занятия по перевоплощению в данный образ по теме занятия (превращение в бабочек, альпинистов), создание музыкальной композиции образа («Полет шмеля», «Извержение вулкана») под соответствующее музыкальное сопровождение или воспроизведение образа в изобразительно-иллюстративном виде.

Игровые задания на придумывание дальнейшего плана действий и подвижных игр по тематике занятия.

Практический метод, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движений в образной форме или с использованием элементов соревнования.

В тех случаях, когда у ребенка возникали затруднения в процессе занятия, используются различные виды педагогической помощи; подбирается тот ее вид, который способствует правильному выполнению двигательных заданий:

Стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений);

Эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие действия ребенка);

Направляющая помощь (такая организация деятельности ребенка, при которой все компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет ориентировку ребенка);

Организующая помощь (исполнительская часть деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль – взрослым, причем планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы, оценка правильности выполнения производятся самим ребенком);

Обучающая помощь (т.е. обучение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать).

Педагогическая помощь, оказываемая в ходе проведения занятий, позволяет дошкольнику:

Активно участвовать в занятиях;

Чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости;

Активно познавать окружающий мир;

Реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности;

Активизировать общение взрослого с ребенком.

Реализация педагогической помощи в указанном режиме благоприятствует стимулированию двигательной активности детей, способствует эмоциональной заинтересованности (если все получается), развитию и укреплению детской индивидуальности, а также переориентированию профессиональной функции педагога с обучающей на личностно-взаимодействующую. Это особенно важно для тех детей, которые замкнуты, неуверенны в себе.

Самостоятельная двигательная деятельность детей 6-го года жизни становится богатой и разнообразной, однако подвижные игры остаются обязательной формой организованного физического воспитания. Более широкий круг знаний, умений, двигательных навыков позволяет применять самые разные игры: и сюжетные, и бессюжетные, и игры-эстафеты, а также некоторые элементы спортивных игр.

Сюжетные и бессюжетные игры для детей старшей группы более сложны, в них может быть больше ролей. Например, в игре «Караси и щука» часть детей – караси, часть – камешки, есть и щука, которая ловит карасей; в некоторых играх могут быть две ответственные роли: в игре «Гуси-лебеди» – волк и хозяйка.

Выполнение правил игры требует большого внимания, выдержки, проявления таких качеств, как быстрота, ловкость, находчивость, умение ориентироваться в пространстве. Старшие дошкольники обычно хорошо запоминают правила, осознают их. Большинство детей стараются действовать в игре по правилам и могут верно оценивать соответствие действий других играющих правилам игры. Это позволяет требовать от ребят более точного их выполнения.

Детей этого возраста интересуют не только сами движения, но и их результат, поэтому они стараются действовать как можно быстрее, точнее, проявляя при этом выдержку, сообразительность, инициативу, ловкость (например, в играх «Кто скорее до флажка?», «Сделай фигуру», «Кто лучше прыгнет?»).

Как и в предыдущих группах, подвижные игры организуются ежедневно в разное время дня, а также проводятся на занятиях физической культурой. Так, в утренние часы поощряются самостоятельные игры подвижного характера с предметами (мячами, кеглями, кольцебросами).

Для проведения коллективных игр с интенсивными движениями наиболее подходящее время – утренняя прогулка. Во время прогулки может быть организована не одна игра, а несколько разных игр (в зависимости от состояния погоды, предшествующих занятий, интереса детей и др.). Одна из них может быть общегрупповая, другие – с небольшими группами, организованные самими детьми или воспитателем с целью упражнения детей в отдельных видах движений, а также игры спортивного характера (бадминтон, игры типа волейбола, баскетбола и др.). В зимнее время во многих играх может использоваться снег («Кто дальше бросит снежок?», «Попади в круг», «Загони льдинку в ворота»). Летом – шишки, камешки, жёлуди и т.п.

Во вторую половину дня возможны разнообразные игры: и общегрупповые, и малогрупповые, и игры с предметами – кеглями, обручами, мячами и т.п.

Следует учитывать большую самостоятельность детей в организации подвижных игр, давать им возможность проявить свои знания, способности, всячески поддерживать и поощрять организацию игр самими детьми.

Организация детей на игру может проходить по-разному, но не должна слишком затягиваться, чтобы не пропал интерес к игре. С детьми можно заранее договориться, что на прогулке будет игра, и условиться о сигнале для сбора на игру; можно предложить дежурному или нескольким детям известить остальных о начале игры или избрать другие приёмы в зависимости от того, когда она проводится.

При организации подвижных игр воспитатель должен стараться найти более подходящий момент для групповой подвижной игры, не нарушая творческих игр детей; малогрупповые игры можно организовывать в течение всей прогулки с детьми, в данный момент не занятыми какой-либо другой деятельностью.

В задачу воспитателя входит и наблюдение за состоянием детей в игре, которое зависит от степени физической нагрузки. Необходимо регулировать чередование активных действий и отдыха, своевременно давать сигналы к смене действий и вовремя переключать играющих на другую игру. По окончании игры (сразу или позже) целесообразно в непринуждённой беседе поговорить с детьми о результатах, о том, кто как играл.

При повторении в подвижные игры вносятся различные усложнения за счёт изменения условий проведения (в помещении, на площадке, в лесу), увеличения или ограничения места действий, внесения дополнений в правила игр, усложнения выполнения ответственной роли и т.п.

Более высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в его двигательной деятельности: совершенствуется координация движений, двигательные действия становятся более экономичными, согласованными и ритмичными.

Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате более безопасной. Накопившийся двигательный опыт позволяет детям содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.

В старшем дошкольном возрасте развиваются психофизические качества и двигательные способности ребёнка: быстрота (5 лет), сила и гибкость (5-6 лет), выносливость (б лет), глазомер и координация движений (6,5 лет). Кроме того, отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей. Дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности.

Во-первых, уголок становится «зеркалом», в котором отражается спортивная жизнь группы (соревнования, семейный туристический слёт и др.). Например, после физкультурного праздника или олимпиады в уголок можно поместить вымпел, кубок, фотографии участников; после туристической прогулки – рисунки детей, отражающие их впечатления, а также поделки из природного материала. Здесь же можно расположить тематические мини-коллекции значков, марок, открыток, талисманов; в специально отведённом месте (ниша, откидной стол) расставить настольные спортивные игры (баскетбол, хоккей, шашки и др.).

Во-вторых, содержание физкультурного уголка пополняется за счёт спортивного инвентаря, с помощью которого проводится обучение элементам спортивных игр.

В-третьих, в уголок добавляются простейшие малогабаритные тренажёрные устройства. Их могут заменить самодельные резиновые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для развития равновесия и др.

В-четвёртых, вариантом оборудования уголка может быть готовый мини-стадион или физкультурный комплекс. Снаряды при этом располагаются в виде «гимнастического дерева», чтобы с одного снаряда можно было перелезть на два соседних. Базовыми для разнообразных комбинаций на снарядах являются следующие движения: вис (перекладина, кольца и трапеции), прыжки, вращения (поясной лопинг), качание (съёмная груша-качалка, качели и вертикальные лианы-качели), катание (комнатная горка), равновесие (наклонная треугольная лесенка) и лазанье (все перечисленные выше снаряды).

Под всеми снарядами натягивается батут или размещается мат, который и страхует, и обеспечивает амортизацию при соскоке.

Для того чтобы мини-стадион пользовался популярностью, занятиям можно придать сюжетно-образный характер. Известно, что детей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белки, обезьяны, перелезающей с ветки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный педагогом или навеянный сказкой, мультфильмом, дети с удовольствием окликаются на предложение залезть на верхушку дерева, сделать запас орехов, достать бананы с верхней ветки и т.п. Снаряды можно украсить и разнообразить самодельными атрибутами. Это будет поддерживать интерес детей к. выполнению гимнастических упражнений.

Организация самостоятельных занятий на таком мини-стадионе возможна при соблюдении следующих условий: периодической проверки конструкций на прочность и устойчивость креплений; обучении детей безопасным приёмам выполнения упражнении, способам перелезания со снаряда на снаряд; закреплении техники самостраховки; выполнении упражнений в спортивной обуви или босиком; обеспечении страховки воспитателем.

Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка:

Игра «Городки» (из пластмассы);

Ракетки и мячи для пинг-понга (два набора);

Кегли (один-два набора);

Малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи;

Игра «Дартс» (с шариками на липучках);

Кольцеброс;

Один-два резиновых эспандера;

Два диска «Здоровье»;

Беговая мини-дорожка;

Ролик-трекол;

Две-три скакалки и резинки;

Султанчики, ленточки, косички;

Два-три обруча;

Настольные спортивные игры;

Тренажёры (ножные, ручные);

Массажёры (ножные, ручные).

Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений.

Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Двигательная активность определена как сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

Двигательный режим - часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др.

С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.

Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

1. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» // Обруч. – 1996. - №1. - С.5-6.

2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 1981.

3. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.

4. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики // Дошкольное воспитание. - 1996.- №№6, 8, 10.

5. Доронова Т. Право на охрану здоровья // Дошкольное воспитание. – 2001. - №9. - С.5-8.

6. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 1999.

7. Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999.

8. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века /Авт.-сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина. - М.: АРКТИ, 2000.

9. Зелинская.Д. Школа здоровья. – М., 1995. - Т.2.

10. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 1991. - №10. – С.8.

11. Казьмин В.Д. Дыхательные гимнастики. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

12. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1972.

13. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.

14. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2004. – 248 с.

15. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000.

16. Основы безопасности дошкольников / Под ред. В.А.Ананьева. - М.: Академия, 2000.

17. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.

18. : Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.

19. Стасюк А.М., Журавлева Н.А. О системе физкультурно-оздоровительной работы // Дошкольное воспитание. – 1997. - №9. - С.39-42.

20. . - М.: Медицина, 1991. – 272 с.

21. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36.

22. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.

23. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического развития детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1976.

24. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Академия, 1996.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение Новоспасский детский сад №7

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

« Самостоятельная

двигательная активность

детей в условиях

группы »

Подготовила

воспитатель Маракаева С.Е.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.

Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т.д.) ребёнок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Во всех программах дошкольного воспитания большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе, в т.ч. организации двигательного режима воспитанников. Однако важно отметить, что современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она всё больше ограничивается созданными условиями:

  • Замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;
  • Ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);
  • Требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадёшь и т.п.);
  • Увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;
  • Преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т.д.)
  • Генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).

Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую ещё меньше.

Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т.п.).

Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы или квартиры. Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где много мебели, игрушек, и, кроме того, для таких игр часто требуется участие нескольких игроков. А если хочется поиграть одному или с двумя-тремя друзьями? Как сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей?

Сначала необходимо определить индивидуальные предпочтения дошкольников: любимые игры, виды движений, чаще всего используемые в самостоятельной деятельности и т. д. Определив круг интересов детей, можно подобрать именно те подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного помещения.

Так, с целью выяснения индивидуальных интересов воспитанников мы провели наблюдение (в течение месяца) за их самостоятельной деятельностью . В листах наблюдения фиксировались предпочтения дошкольников в выборе видов деятельности, названия творческих игр, а также нарушения поведения, проявляющиеся у детей во время самостоятельной деятельности.

Анализ результатов показал, что дошкольники предпочитают такие творческие игры, как: "Домики" (организуют домик и обустраивают его); "Зверята" (кто-то из детей мама, а кто-то ее детеныш; они ходят по группе, выполняют несложные движения, устраивают домики); "Больница"; "Магазин"; "Гараж" (или подобные игры с машинами).

Кроме того, дети любят делать постройки из крупного и мелкого конструктора "Лето", обыгрывая их. Из настольных игр они выбирают разнообразные лото, много рисуют и раскрашивают.

Очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка и подвижным играм, где самостоятельная двигательная активность носит в основном спонтанный, хаотичный характер.

С целью оценки объемов самостоятельной двигательной активности детей и получения ее объективных характеристик была использована методика шагометрии, с помощью которой определялось количество движений, выполненных ребенком за конкретный период времени.

Двигательная активность детей оценивалась во время самостоятельной деятельности в группе в первую (в течение 35 мин) и вторую (в течение 45 мин) половину дня. В таблицу заносились средние результаты по итогам наблюдения в течение 3-4 дней.

В результате измерений и сопоставления их со средними показателями выяснилось, что у большинства дошкольников показатель самостоятельной двигательной активности в помещении значительно ниже нормы, в то же время у пяти воспитанников из группы зафиксирована повышенная двигательная активность. Следует отметить, что такие дети чаще всего являются источниками конфликтных и травмоопасных ситуаций в группе. А также были выявлены незначительные изменения двигательной активности дошкольников в течение дня и в разные дни недели.

На основе полученных данных, в результате тщательного изучения программы физического развития детей дошкольного возраста, при участии педагога-психолога нами была разработана серия игр, учитывающих индивидуальные потребности дошкольников (игровые интересы, необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих им активно двигаться в условиях группы (приложение 3). Игры вводились в самостоятельную деятельность воспитанников постепенно.

Сначала были придуманы и изготовлены атрибуты для игр (На чем можно попрыгать в группе? Что можно метать и кидать так, чтобы это было неопасно и интересно? Где полазить?). Варианты атрибутов и пособий предлагали и делали все: педагоги, дети и их родители.

После обучения новые атрибуты и игры стали использоваться в физкультурных минутках. Простота игр, разнообразные варианты применения привычных предметов, возможность дозировать физическую нагрузку стимулировали детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.

Также игры вводились в процессе совместной деятельности. Дети с удовольствием принимают взрослого в свою игру и прислушиваются к его предложениям. Здесь необходимо учитывать, что это совместная деятельность, а не прямое руководство.

Использование новых атрибутов - один из вариантов игры. Например, во время игры "Домик котят" девочкам была предложена новая ортопедическая дорожка голубого цвета. Дети решили, что это будет река, и котята будут в ней купаться. Они с удовольствием ползали, ходили и прыгали по дорожке. Через некоторое время дорожка перекочевала в домик и стала кроваткой, на которой спали котята. Затем она стала огородом, и девочки долго перебирали пальцами ее наполнители, имитируя работу на грядке.

Другая форма игры - создание проблемных ситуаций. Например, в процессе игры мальчиков в военных необходимо изобразить сложные условия похода. Для этого ребята использовали разноцветные коврики, раскинув их по ковру. Прыгали по ним как по кочкам, шли друг за другом, имитируя разведчиков, а в конце пути устроили тоннель из обручей, через который должен был проползти весь отряд.

И, наконец, введение новой игры опосредованно, через рассказы воспитателя и родителей. Так, одна из мам рассказала своему сыну, как они в детстве играли в путаницу, используя веревку: выкладывали из нее запутанные узоры и старались пройти их, ни разу не наступив. После этого рассказа дети стали делать путаницу (паутину, лабиринт, сеть) из скакалок.

В результате анализа предметно-игровой среды группы, работы по изготовлению новых атрибутов и пособий был составлен перечень физкультурного и спортивно-игрового оборудования для дошкольников старшего возраста.

Совместно с инструктором по физической культуре в планирование работы по физическому воспитанию был включен раздел "Обучение детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства".

В результате проведенной работы значительно возрос интерес воспитанников к подвижным играм. Творческие игры стали значительно разнообразнее, как бы вобрав в себя подвижные. Прямо пропорционально возросшему интересу к подвижным играм снизилась хаотичная спонтанная двигательная активность дошкольников. В целом дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Возросли продолжительность и интенсивность движений. Разнообразнее стали сами движения.

Следует также отметить, что наряду со значительным ростом интенсивности самостоятельной двигательной активности существенно снизилось количество нарушений поведения у детей и число травмоопасных ситуаций, возникающих во время самостоятельной деятельности.

Приложение 1

Методика наблюдения за самостоятельной деятельностью детей

Фамилия, имя ребенка

Виды самостоятельной деятельности

Творческие игры, какие

Настольные

Изо

Подвижные

Хаотичное движение по группе

Проявления нарушения поведения

Критерии оценки

● - часто выбирает данный вид деятельности, сам может инициировать ее;

■ - не часто выбирает данный вид деятельности, следует примеру другого ребенка;

▼- очень редко участвует в данной деятельности, интерес кратковременный.

Приложение 2

Методика измерения самостоятельной двигательной активности с использованием шагомера

Фамилия, имя ребенка

Показатели самостоятельной двигательной активности

Объем движения (движения)

Интенсивность (движений/мин)

Уровень соответствия средним значениям

Критерии оценки

Средний показатель самостоятельной двигательной активности детей в помещении 2400-2810.

● - соответствует средним показателям двигательной активности (2400-2810);

■ - немного ниже средних показателей двигательной активности (2100-2400);

▼- намного ниже средних показателей двигательной активности (1800-2100).

Приложение 3

Серия игр для активной двигательной деятельности детей в условиях группы с новым оборудованием спортивного уголка

Игры с ковриками

Оборудование: текстильные коврики разных цветов 25 х 25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала.

Игра "Классики"

Цель:

Организация: коврики раскладываются на полу с чередованием: 1-й ряд - два коврика рядом, 2-й - один коврик, 3-й - два коврика рядом и т. д.

Ход игры:

Дети по очереди прыгают по коврикам как по классикам.

  • 1-й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;
  • 2-й вариант: две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь;
  • 3-й вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком.

Игра "Гигантские шаги"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.

Организация: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.

Ход игры:

Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).

Игра "Веселая дорожка"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

Организация: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

Ход игры:

Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

Игра "Займи свое место"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики; координации, внимания; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы.

Организация: коврики располагаются по большому кругу.

Ход игры:

Воспитатель дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять (например: "Встань на красный коврик с зеленым овалом в середине"). После того как дошкольник займет свое место, он сам дает указание следующему игроку; тот, в свою очередь, продолжает игру, и так до тех пор пока все играющие не займут свои места. По сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу дети занимают:

  • 1 вариант - свои коврики;
  • 2 вариант - любой коврик.

После чего каждый из игроков должен сказать, на каком коврике он оказался (например: "Я стою на синем коврике, в середине которого красный треугольник").

Игры с тихим тренажером

Оборудование: "Тихий тренажер" - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 штук) длиной 1,0- 1,50 м для подпрыгивания.

Игра "Достань ягодку"

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право - лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук. Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод.

Ход игры:

По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право - лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

Игра "Пройди по стенке"

Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация. Организация: около стены расстилается мягкий коврик.

Ход игры:

Дети по очереди ложатся на пол и стараются "пройти" по дорожке на стене. Начинают от пола, постепенно поднимая ноги все выше, переходя в положение "Березка".

Игра "Допрыгни до полочки"

Цель: развитие координации, пространственных отношений (право - лево), упражнение в прыжках с места в высоту, тренировка стопы.

Организация: дети строятся в колонну по одному. Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте от вытянутой руки самого низкого ребенка и до высоты прыжка самого рослого.

Ход игры:

Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.

Игра "Путаница"

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право - лево), тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Организация: на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.

Ход игры:

Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право - лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.

  • 1-й вариант - ребенок играет один и просто "ходит" руками по стенке;
  • 2-й вариант - дети играют в паре "Кто быстрее доберется до условной метки?". При этом руки могут
    перекрещиваться, дети меняться местами, но не отрывать рук от стены;
  • 3-й вариант - один ребенок ведущий, он дает команды другому ребенку куда идти (например, правая - красная, левая - зеленая и т. д.).

Основные виды движений

Пособия и атрибуты

Ходьба

Слабый мышечный корсет. Не сформировано ощущение правильной осанки. Мышцы разгибатели развиты слабее, поэтому дети часто принимают неправильные позы (опущенная голова, сутулая спина, запавшая грудь)

Следить за хорошей осанкой детей. При ходьбе давать детям ориентир, для того чтобы они не опускали голову. Чаще использовать ходьбу на носках и с предметом на голове, для формирования ощущения правильной осанки. Давать задания, в которых изменяются темп и направление движения при ходьбе, с разным положением рук, умение чередовать ходьбу с другими движениями. Чаще проводить упражнения в ходьбе: по песку, дорожкам с естественными поворотами, с преодолением препятствий

Гигантские шаги - перешагивание различными способами с коврика на коврик.

Веселые негритята - перенос мешочков с грузом на голове, ходьба по ортопедической дорожке, между шнурами

Коврики

Коврики

Мешочки с грузом, ортопедические дорожки

Бег

Мышечная система еще слабая. Формируется свод стопы. Координация движений в процессе формирования. Быстрое утомление

Обязательно контролировать осанку детей во время бега. Обращать внимание на согласование движения рук и ног, непринужденность движений. Следить за тем, чтобы в беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. Недопустимо требовать сгибания рук в локтях и прижимания их к груди, что сковывает движения, плохо влияет на дыхание и кровообращение. Применять бег на короткие дистанции, чередуя его со спокойной ходьбой, при условии частого использования бега

Веселая дорожка - перешагивание с коврика на коврик по команде ведущего.

Займи свое место - перебегание по команде с коврика на коврик.

Прогулка - ходьба по узкой дорожке между скакалок, по ортопедической дорожке.

Обезьянки - хождение руками и ногами по стенке (развитие координации)

Коврики

Скакалки, дорожки

Тихий тренажер

Прыжки

Формируется свод стопы, слабые связки и мышцы. Слабо развиты координация движений, глазомер, чувство равновесия

Особое внимание обращать на мягкое приземление, а не преодоление высоты или длины. Лучше организовать подпрыгивание, тогда внимание ребенка не отвлекается необходимостью преодоления препятствия, а сосредоточенно на самом движении. Широко использовать подводящие упражнения (поднимание на носках, сочетание поднимания и взмахов рук, подскоки, подпрыгивания)

Достань ягодку - подпрыгивание, дотягивание до условной метки.

Через кочку - перепрыгивание через мешочки с песком.

С кочки на кочку - запрыгивание и спрыгивание на большие мешочки с песком

Тихий тренажер

Мешочки с песком малые Мешочки с песком большие

Основные виды движений

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Игры для самостоятельной деятельности

Пособия и атрибуты

Метание, катание, бросание

Слабые мышцы плечевого пояса

Особое внимание на правильный замах, т. к. это не только способствует приобретению и закреплению навыка, но и укрепляет мышцы спины. Объяснять и показывать детям правильную позу при метании, обращая внимание на исходное положение. Уточнять некоторые элементы техники броска, ловли мяча (замедленные движения)

Урожай в кладовочку - забрасывание мешочков в короб.

Попади в цель - метание мешочков в цветные ладошки.

Хитрый мяч - прокатывание мяча из руки в руку различными способами

Кольцеброс, кегли

Мешочки с песком

Мешочки с песком, тихий тренажер

Мячи большие и малые

Кольцеброс, кегли

Лазание, ползание, пролеза-ние, подлеза-ние

Страх высоты, слабо развитая координация движений. Продолжается развитие и совершенствование двигательного анализатора. Слабые мышцы спины. Продолжается формирование позвоночных изгибов

Следить за тем, чтобы дети правильно обхватывали планку, руки держали на ширине плеч, поочередно работали обеими руками; не смотрели вниз, держались прямо. Обращать внимание на то, чтобы дети не пропускали перекладины (чередующийся шаг). Постепенное освоение перехода с пролета на пролет - приставной шаг. При ползании на четвереньках обязательный последующий переход в вертикальное положение и активное выпрямление позвоночника. Регулярное усложнение препятствий, которые нужно преодолевать

Паутинка - перелезание, подлеза-ние пролезание между натянутых шнуров.

Достань ягодку - "лазание" по тихому тренажеру.

Пройди по стене - ходьба и лазание по тихому тренажеру.

Котята - хождение на четвереньках по ортопедическим дорожкам и коврикам.

Паровозик - пролезание на четвереньках в обручи, под препятствиями

Скакалки, шнуры

Тихий тренажер

Тихий тренажер

Ортопедическая дорожка, коврики

Обручи

Упражнения на равновесие

Устойчивость и чувство равновесия еще только формируются

Проводить упражнения в спокойном темпе, не включать соревнований на быстроту выполнения движений. Обращать внимание на уверенность выполнения статичных поз

По мостику - хождение по шнурам, ортопедической дорожке, между скакалок.

Аисты - стояние на одной ноге на мешочке с песком или на полу

Шнуры, ортопедическая дорожка, скакалки

Мешочек с песком

Упражнения на развитие отдельных групп мышц

Остаются слабыми мышцы шеи, груди, поясницы, свода стопы и кистей рук

Точно дозировать упражнения и применять их в разнообразных комбинациях и вариантах. Обеспечивать избирательный характер воздействия на отдельные звенья двигательного аппарата, отдельные группы мышц и определенные системы организма - в зависимости от конкретных задач

Сажаем огород - игры с ортопедической дорожкой.

Паутинка - перелезание, подлеза-ние, пролезание между натянутых шнуров

Ортопедическая дорожка Шнуры