Рубашки и блузки

Презентация на тему органы опеки и попечительства. Круглый стол с опекунами «Проблемы воспитания подопечных детей

По просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца (только при усыновлении ребенка в возрасте до года), а также место его рождения. Об изменениях даты и (или) места рождения усыновленного ребенка указывается в решении суда о его усыновлении (ст. 135 СК РФ)

По просьбе усыновителя усыновленному ребенку могут быть изменены ИМЯ, ОТЧЕСТВО и ФАМИЛИЯ. Изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста 10 лет, возможно только с его согласия. Об изменении фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка указывается в решении суда о его усыновлении (ст. 134 СК РФ)

По просьбе усыновителей суд может принять решение о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка (в отношении усыновленного ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо его согласие) (ст. 136 СК РФ)

Слайд № 10

Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Сохранять тайну усыновления ребенка обязаны: судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка; Должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления; лица, иным образом осведомленные об усыновлении (п. 1 ст. 139 СК РФ)

Опека и попечительство могут рассматриваться в нескольких значениях. Прежде всего, для целей гражданско-правового регулирования опека представляет собой законное представительство, способ восполнения дееспособности лиц, которые не обладают ею в полном объеме. Попечитель, в свою очередь, не замещает собой подопечного, но, как известно, дополняет своей волей волю подопечного. Однако для семейного права опека и попечительство (которые в семейном праве возможны только над несовершеннолетними) - это одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Опека устанавливается над малолетними (т.е. детьми до 14 лет), попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.


Определяя место норм об опеке и попечительстве в системе отечественного законодательства, следует признать, что опека и попечительство - это институт законодательства. Специфика института опеки и попечительства как института законодательства состоит в разноотраслевой и разноуровневой принадлежности его норм. С одной стороны, эти нормы носят как частноправовой (например, положения об ответственности опекунов и попечителей - ст. 26 Закона), так и публично- правовой характер (например, нормы, посвященные органам опеки и попечительства, их задачам и полномочиям, - ст. ст. 7 и 8 Закона).


Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются СК,ГК, ФЗ «48 «Об опеке и попечительстве» от (далее Закон), постановлением Правительства РФ 432 от, утв. Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ и постановлением Правительства РФ 423 от «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»


Одной из новелл ФЗ «Об опеке и попечительстве» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» является определение приемной и патронатной семей как разновидностей опеки и попечительства. До г. Семейный кодекс РФ рассматривал приемную семью как самостоятельную форму, а некоторыми субъектами Российской Федерации введены патронатные семьи как особые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С момента введения в действие комментируемого Закона и приемная семья, и патронатная семья с точки зрения федерального законодательства являются разновидностями возмездной опеки или попечительства (см. ст. ст. 14 и 16 Закона).


Опекуном или попечителем может стать физическое лицо, отвечающее целому ряду требований. Обязательными для всех случаев назначения опеки и попечительства требованиями к кандидатуре опекуна или попечителя являются: 1) совершеннолетие лица, т.е. достижение им 18 лет; 2) полная гражданская дееспособность лица; 3) отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (вне зависимости от времени его вынесения); 4) отсутствие у кандидата на момент установления опеки или попечительства судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.


Факультативными (необязательными, рекомендательными) условиями для назначения лица опекуном (попечителем) ст. 35 ГК РФ называет: 1) его нравственные и иные личные качества. Закон не уточняет, какие именно качества имеются в виду, и орган опеки и попечительства должен руководствоваться общепринятыми нормами морали. Назначение опекуном или попечителем нежелательно в отношении лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами; в отношении лиц, не работающих и не имеющих постоянного источника доходов, и т.п.; 2) способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, под которой следует понимать состояние здоровья и возраст лица, позволяющие полноценно совершать как фактические, так и юридические действия в пользу подопечного. Вместе с тем гражданское законодательство не определяет, в каких конкретно случаях состояние здоровья или возраст могут помешать кандидату в опекуны (попечители) исполнять опекунские обязанности, поэтому в каждом случае орган опеки и попечительства должен решать этот вопрос, исходя из конкретных обстоятельств;


3) отношения, существующие между кандидатом и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Это могут быть отношения родства (тетя, дядя - племянник, бабушка - внук, брат - сестра и пр.), свойства (сноха - свекровь), бывшего свойства (бывшая мачеха - бывший пасынок) и др. 4) ГК РФ указывает на такое факультативное обстоятельство, как желание самого подопечного. Учет желания производится органом опеки и попечительства, если подопечный в состоянии такое желание выразить. В соответствии с п. 4 ст. 145 СК РФ (в новой редакции) устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10 лет, осуществляется с его согласия.


Статья 146 СК РФ добавляет несколько запретов на назначение опекуна (попечителя). Такими лицами не могут быть: - лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией.; - лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). Отстранение, как и назначение, производится вынесением органом опеки и попечительства соответствующего акта (как правило, постановления); - лица, ограниченные в родительских правах. Ограничение в родительских правах считается состоявшимся при вступлении в законную силу решения суда; - бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине. В данном случае доказательством может служить лишь вступившее в силу решение суда, в мотивировочной части которого указаны причины отмены усыновления; - лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. В настоящее время действует утвержденный Постановлением Правительства РФ 542 от Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью.


Последнее условие, выдвигаемое п.2 ст.146 СК при назначении опекуна (попечителя) несовершеннолетнему. Оно носит рекомендательный характер и состоит в учете (по возможности) отношения к ребенку членов семьи опекуна (попечителя). Для того чтобы это требование исполнить, необходимо выявить наличие у кандидата членов семьи и выяснить их мнение о возможности проживания ребенка с ними. Как правило, это требование соблюдается при предоставлении членами семьи письменного подтверждения об отсутствии у них возражений против назначения опеки или попечительства.


Перечень документов необходимых для представления в органы опеки и попечительства указаны в п.4 правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями несовершеннолетних либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ 423 от


Статья 10 Закона об опеке очерчивает круг ситуаций, в которых обязательство по осуществлению опеки или попечительства может быть со множественностью лиц. Такое возможно прежде всего при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемную или патронатную семью. Закон об опеке предполагает, что в таком случае опекунами или попечителями ребенка станут оба супруга (приемные или патронатные родители), в отношении которых будет вынесен акт о назначении их опекунами одного и того же ребенка (детей). Во-вторых, не исключаются ситуации, когда один и тот же опекун (попечитель) будет назначен разным подопечным. Прежде всего законодатель упоминает о несовершеннолетних братьях и сестрах, передача которых под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, когда такая передача отвечает интересам этих детей.


Юридическим фактом, непосредственно порождающим отношения опеки или попечительства, выступает акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Новеллой является прямое указание Закона (п.6 ст.11) на то, что в акте о назначении опекуна или попечителя может быть назван срок действия полномочий опекуна или попечителя. Так, в случаях, когда опека над ребенком устанавливается по заявлению родителя ребенка на период, когда в связи с длительной командировкой он не сможет исполнять свои родительские обязанности (ст. 13 Закона об опеке), в акте о назначении может быть указано, что опека устанавливается, например, сроком на два месяца или на период до возвращения родителя в место жительства. В соответствии со ст. 29 Закона истечение срока действия акта о назначении опекуна или попечителя послужит автоматическим основанием прекращения опеки или попечительства. Акт о назначении опекуна или попечителя может содержать в себе и иные условия. В соответствии со ст. 10 Закона в нем могут быть распределены обязанности опекунов (попечителей) при назначении одному подопечному нескольких опекунов (попечителей). В случаях, предусмотренных ст. 14 Закона, в акте о назначении может быть указано, что опекун (попечитель) исполняет свои обязанности возмездно.


Интересным является указание в ч. 4 ст. 15 Закона на то, что в акте о назначении могут быть перечислены отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе или, напротив, обязан. В качестве примеров таких требований законодатель приводит: - запрет опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного (например, в случаях, когда место жительства приближено к месту получения медицинской помощи, и т.п.); - установление в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного обязательных требований к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя (так называемые индивидуальные требования). Такие требования могут, в частности, определять конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного (например, распорядок дня, периодичность психологического обследования, график занятий спортом или посещения медицинского учреждения и т.п.). Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.


Новеллой Закона является ст.13, предусмотревшая устройство ребенка на период отсутствия или болезни его родителей или усыновителей (так называемая краткосрочная опека). С целью установления опеки или попечительства на период отсутствия родителей последним необходимо подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности. В п.2 ст.13 законодатель ввел правило, в соответствии с которым единственный родитель несовершеннолетнего ребенка в ситуациях, когда отцовство в отношении ребенка не было установлено либо когда второй родитель умер, объявлен умершим или лишен родительских прав вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение родитель может сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка.


Новым для современного законодательства положением является правило п.3 ст.13 Закона о том, что попечителя может избрать себе сам несовершеннолетний, достигший возраста 14 лет. Такой несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, вправе обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о назначении ему попечителя с указанием кандидатуры такового, правда это не гарантирует его назначение.


Ст.14 Закона предусмотрела возможность установления опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (по договору). Сторонами договора являются орган опеки и попечительства и опекун (попечитель). Михеева Л.Ю. высказывает точку зрения о том, что это договор возмездного оказания услуг. Отношения возмездной опеки и попечительства регулируются специальными нормами института опеки и попечительства, а при их недостаточности к ним применяются в субсидиарном порядке правила гл. 39 ГК РФ, а также общие положения гражданского законодательства об обязательствах, в том числе положения об ответственности за неисполнение обязательств (разд. III ГК РФ). Тем не менее, п.3 ст.14 Закона предусматривает при необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора возможность его понуждения, в соответствии с п.4 ст.445 ГК РФ


Объем прав и обязанностей опекуна (попечителя) зависит от возраста и объема дееспособности подопечного и определяется прежде всего ст. 36 ГК РФ, ст.15 Закона, ст СК. Впервые в Законе об опеке четко определено содержание обязанностей опекунов и попечителей в отношении имущества подопечных. В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.


Впервые в законодательстве урегулированы вопросы предоставления опекунам и попечителям вознаграждения за исполнение их обязанностей. В качестве общего закреплено правило о том, что опекуны и попечители исполняют свои обязанности безвозмездно. Исключения из него установлены ст. 16 Закона об опеке, а также ч. 6 ст. 145 и гл. 21 СК РФ. Право на получение вознаграждения опекун (попечитель) приобретает с момента заключения с ним договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Источники предоставления опекунам (попечителям) вознаграждения определены в Законе об опеке следующим образом: 1) вознаграждение может предоставляться опекуну или попечителю за счет дохода от имущества подопечного. Это возможно, разумеется, при наличии у подопечного имущества, способного принести доход: ценных бумаг, долей в капитале юридических лиц, вкладов и счетов в кредитных организациях и т.д. В качестве источника дохода могут быть использованы движимые и недвижимые вещи подопечного, которые можно передать в пользование третьим лицам на возмездных условиях (по договору аренды или найма жилого помещения) либо передать в собственность по договору ренты.


П.4 правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утв. Пост.Правительства 423 от установлен предельный размер вознаграждения –не более 5% дохода от имущества. Особенностью предоставления в пользование опекуну или попечителю жилого помещения, принадлежащего подопечному, является то, что такое предоставление возможно лишь в исключительных случаях, в частности если опекун или попечитель проживает далеко от места жительства подопечного, что будет существенно затруднять выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей; 2) более распространенным источником предоставления вознаграждения опекуну или попечителю выступают и будут продолжать выступать средства бюджетов субъектов Российской Федерации. 3) средства третьих лиц. Как считает Михеева Л.Ю «основанием для производства таких выплат может служить договор пожертвования, по которому гражданин или организация предоставляет безвозмездно денежные средства субъекту Российской Федерации в лице соответствующего органа опеки и попечительства с условием передачи этих денежных средств опекунам или попечителям по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях».


Правовое регулирование режима имущества подопечных установлен гл.4 Закона. Она регулирует имущественные права подопечных, охрану и распоряжение имуществом, особенность распоряжения недвижимым имуществом. Ст.148 СК перечисляет права ребенка под опекой (попечительством): а)воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание. б) имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие и уважение их человеческого достоинства. в) имеют право на алименты, пособия и другие социальные выплаты. Областной закон Ростовской области от N 426-ЗС(ред. от) «О ежемесячном денежном содержании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи опекунов или попечителей». Ст.2 -размер ежемесячного денежного содержания составляет 4930 рублей в месяц на каждого подопечного. г) сохраняют право собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. д)защиту со стороны опекуна (попечителя). е)обладают всеми правами, предусмотренными ст.55и57 СК


Ст. 29 Закона закрепляет три группы оснований прекращения опеки и попечительства. 1.- случаи автоматического прекращения: а)смерть подопечного, а также опекуна или попечителя; б)достижение несовершеннолетними подопечными соответствующего возраста; в)приобретение несовершеннолетним подопечным гражданской дееспособности в полном объеме при вступлении его в брак (ст. 21 ГК РФ); г)эмансипация; д)достижение несовершеннолетним родителем 18 лет, а равно его эмансипация или вступление в брак до 18 лет прекращают полномочия опекуна над ребенком; е)восстановление дееспособности совершеннолетнего подопечного; ж)истечение срока действия акта о назначении опекуна или попечителя. Вынесения акта о прекращении опеки или попечительства в указанных случаях не требуется.


2. объединяется законодателем общим термином - освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей: а)просьба опекуна или попечителя (заявление, поданное в письменной форме); б)возникновение противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя. Освобождение опекуна или попечителя от возложенных на него обязанностей оформляется актом органа опеки и попечительства, который может быть оспорен в судебном порядке опекуном или попечителем.


3. случаи отстранения опекунов и попечителей от исполнения возложенных на них обязанностей: а)при ненадлежащем исполнении возложенных на опекуна или попечителя обязанностей, например при нерегулярном обеспечении подопечного питанием или при неосуществлении мер по судебной защите прав подопечного; б)при нарушении прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; в)при выявлении органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом. Отстранение опекуна или попечителя от возложенных на него обязанностей оформляется актом органа опеки и попечительства, который может быть оспорен в судебном порядке опекуном или попечителем.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Права ребенка

Права ребенка Права ребенка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Международные документы о правах ребенка Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми.

Декларация прав ребенка В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

По Декларации прав ребенка: Ребенок имеет право: на семью; на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей; посещать школу и учиться; на равенство в правах; свободно выражать свои мысли; на собственное мнение; на имя и гражданство; на получение информации; на защиту от насилия и жестокого обращения; на медицинское обслуживание; на отдых и досуг; на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями)

Конвенция о правах ребенка В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.

Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. Конвенция о правах ребенка была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. В России ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

Российские документы о правах ребенка Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года. Он состоит из 5 глав и 25 статей: Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5); Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (ст.ст. 6‑15); Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16-22); Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23); Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25)

Российские документы о правах ребенка Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ. Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп: К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п. Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие. К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности. Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей. Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством). И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

Дети и родители Главными защитниками ребенка являются, прежде всего, родители. Именно на родителей действующее законодательство возлагает обязанность по защите прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.

Органы опеки и попечительства В органах местного самоуправления, в местных администрациях, работают специальные отделы, призванные заботиться о защите детей, о соблюдении их прав - это органы опеки и попечительства. Любой ребёнок может обратиться сюда за помощью по защите своих прав. Кроме того такие отделы занимаются проблемами усыновления, заботятся о детях, оставшихся без родителей. Дети, оставшиеся без попечительства родителей, могут быть усыновлены или взяты под опеку. Органы опеки и попечительства ищут людей, готовых взять на себя ответственность заботы о чужом ребёнке.

Усыновление Усыновители полностью заменяют ребёнку кровных родителей. Они обязаны содержать его, заботиться о нём. Ребёнок приравнивается в своих правах к родному ребёнку – например, усыновлённый имеет равные права на наследство по закону. Однако, чаще над детьми, оставшимися без попечения родителей, устанавливается опека или попечительство.

Опека и попечительство Над ребёнком в возрасте до 14 лет устанавливается опека, после 14 лет – попечительство. Часто опекунами с разрешения органов опеки и попечительства назначаются родственники ребёнка, например, бабушка и дедушка. В этом случае ребёнок проживает совместно с опекуном, который обязан заботиться о ребёнке, его здоровье, образовании, развитии, о сохранности его имущества. Опекуны не обязаны содержать такого ребёнка – деньги на его содержание выделяются социальными органами. Когда ребёнку исполняется 14 лет, опекуны автоматически становятся попечителями. Представители отделов опеки и попечительства постоянно контролируют условия жизни таких детей. При наличии уважительных причин опека может быть отменена.

Приемная семья Многие дети по разным причинам становятся сиротами. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания таких детей в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья - это не усыновление. Родители в данном случае выступают как воспитатели, это является их основной работой, за которую они получают заработную плату.

Приемная семья Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. В соответствии с Положением о приемной семье в нее могут передаваться дети (ребенок) оставшиеся без попечения родителей: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях

Список литературы «Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка» М., Педагогическое общество России, 2005. «Семейный Кодекс РФ» М., Юридическая литература, 1993. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ, М., 2007. Каширцева Е., Шабельник Е. «Права на каждый день» М., Вита-пресс, 1995. Никитин А.Ф. «Право», М., Дрофа, 2009.


Наталья Силуянова
Круглый стол с опекунами «Проблемы воспитания подопечных детей»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж »

Круглый стол с опекунами «Проблемы воспитания подопечных детей »

Работа с родителями (законными представителями)

Н. В. Силуянова воспитатель

План проведения круглого стола

1. Знакомство.

2. Ввод присутствующих в тему круглого стола .

1. Выступление социального педагога на тему «Семья, проблемы , поиски решения» .

2. Обсуждение проблемных ситуаций , которые возникают у опекунов (законными представителями) в семье (воспитатель Н . В. Силуянова)

Итог круглого стола памятки для опекунов (законных представителей) «Основные принципы воспитания без наказания »

Изучить точки зрения опекунов по решению проблемных ситуаций , связанных с воспитанием детей в опекунской семье .

Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в опекунских семьях воспитанников .

Развивать у опекунов интерес к совместному обсуждению проблем , возникающих в воспитании детей .

Продолжать сотрудничество опекаемой семьи со ДОУ и социально - педагогическими службами.

Оборудование.

Музыкальное сопровождение.

Рисунки детей на тему : "Мой дом".

Памятка «Основные принципы воспитания без наказания »

1. Часть. Знакомство

Цель : познакомить присутствующих друг с другом.

Знакомство проходит по кругу . Начинает ведущий круглого стола . Называет свое имя и бросает мячик следующему участнику. Каждый по кругу делает то же самое .

Предлагаю озвучить правила, которыми мы будем пользоваться во время круглого стола .

1. Доверительный стиль общения.

2. Общение по принципу «здесь и теперь» .

3. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы

4. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы)

Для каждого ребёнка очень важно иметь свою семью, и сегодня наше государство и правительство прилагают все усилия, и разрабатывают программы развития семейных домов, приёмных семей, опекунских семей , чтобы ребенок мог полноценно развиваться и расти в любви, в семейном тепле и нормальных человеческих взаимоотношениях.

По количеству детей - сирот на каждые 10 тыс. детского населения Россия занимает сейчас первое место в мире. Ежегодно без семьи остаются около 20 тыс. детей .

В Российской Федерации проблема общего кризиса семьи привела к значительному росту детской безнадзорности и социального сиротства, к неуклонному росту количества детей , проживающих в интернатных учреждениях для детей-сирот .

Выступление воспитателя Силуяновой Н . В. по теме

«Семья проблемы , поиски решений»

Признайте уникальность своего ребенка. Чувства, желания и потребности ребенка уникальны. Прежде чем ругать малыша за плохое поведение, задумайтесь и попробуйте понять , что стало причиной непослушания. Обычно в основе этого лежат внутренние переживания, детские страхи или волнения ребенка. Постарайтесь найти их причину и попробуйте ее устранить .

Уважайте ценности ребенка. Необходимо признать личность ребенка, наличие у него ценностей, которые могут не пересекаться с Вашими собственными. Интересуйтесь тем, что любит Ваш малыш, с вниманием относитесь к тому, чем он увлекается, даже если это будут самые незначительные вещи. Важно помнить, что ребенок имеет право на собственное мнение, и, если оно является ошибочным, старайтесь спокойно объяснить ему, в чем он неправ. Благодаря такому подходу у ребенка начнет формироваться собственная система ценностей, он научится анализировать свои мысли и действия.

Осознайте собственные ошибки. Чтобы воспитание ребенка было эффективным, родителям, а вы теперь являетесь родителями, необходимо признавать свои ошибки и понимать, что идеальных людей не существует, и они не являются исключением. Возможно, Вам придется пересмотреть систему претензий, предъявляемых к малышу, отказаться от каких-либо методов. Постарайтесь понять, не слишком ли высоки Ваши требования по отношению к ребенку.

Подавайте хороший пример. С того момента как ребенок появился в Вашей семье Вы для него становитесь для него своеобразным авторитетом. Постарайтесь передать ребенку свои знания и показать, как правильно общаться и вести себя с другими людьми. Например, Вы с трудом сможете привить малышу любовь к чтению, если он никогда не видел Вас с книгой, и не заставите убраться в комнате, если сами не следите за чистотой в доме. Чтобы научить его уважать взрослых, следите за своим общением с окружающими и за тем, как Вы ведете себя в обществе . Естественное желание ребенка – это подражание своим родителям.

Установите в семье правила. Придумайте список правил, которые будут обязательными для выполнения всеми членами семьи, и постарайтесь объяснить их значение ребенку. Следите, чтобы они не противоречили Вашим собственным действиям или словам. Например, если ребенок должен мыть руки перед едой, значит, это должны делать все. В ином случае противоречия могут дезориентировать ребенка и усложнить формирование самоконтроля. Установленные правила необходимо соблюдать не только дома, но и в гостях.

Иногда родители или опекуны спрашивают , почему у нас ребенок не такой, как все? Но ведь и его родители не такие как все. Но если серьезно, то каждый человек уникален, а дети наши, уникумы еще те! А если говорить о воспитании , то надо помнить народную мудрость, что родители воспитывают ребенка , пока он поперек лавки лежит, а потом уже дети воспитывают нас . И это проверенная веками истина.

Сегодня мы здесь все вместе попытаемся обсудить проблемы в воспитании детей в Ваших семьях . Мы совместно обсудим различные ситуации воспитания и пути их решения , поговорим о взаимоотношениях.

А, теперь наши уважаемые опекуны сами расскажут , как Вам живётся в семье и с какими проблемами в воспитании детей Вам приходится сталкиваться.

(представляю первого опекуна ; бабушку, которая воспитывает ребенка инвалида )

Расскажите, пожалуйста, с какими проблемами Вам приходится сталкиваться?

В какой помощи Вы нуждаетесь

(бабушка отвечает)

(представляю следующего опекуна , который в этом году пойдет в первый класс)

(опекун отвечает )

Давайте попробуем обсудить несколько ситуаций, возникающие в каждой семье.

1 ситуация

Вы заняты, как Вам кажется, очень нужным делом. Подходит ребенок и просит Вас поиграть с ним. Что Вы ответите? Сможете ли вы сразу все бросить и уделить внимание Вашему ребенку?

(ответы опекунов )

2 ситуация

Вы в магазине с Вашим ребенком. Купили все, что необходимо и вдруг Ваш малыш просит купить ему маленькую недорогую игрушку. Вы понимаете, что она ему не нужна, что это каприз, мимолетная прихоть. Ребенок орет на весь магазин, привлекая к себе внимание. Как вы поступите в данной ситуации

(Ответы опекунов )

3 ситуация

Вы были в чем-то не правы. Например, вы несправедливо наказали ребенка за то, что он подрался с другим ребенком. Ваш малыш утверждает, что он участия в драке не принимал и его оклеветали. Вы ему не поверили, а потом оказалось, что Ваш ребенок прав. Сможете ли признаться ребенку в своей ошибке.

(Ответы опекунов )

Мы с Вами разобрали несколько простых ситуаций, с которыми каждый из Вас сталкивался не раз. Я, надеюсь, что мы все сделаем для себя нужные выводы и постараемся избегать конфликтных моментов.

Обсуждение памятки :

«Основные принципы воспитания без наказания »

Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний , выбирают сложный и тернистый путь. На нем будет немало проблем , но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.

Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости, а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.

Принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми проблемами , неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.

Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания. Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.

Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.

Воспитание личным примером . Если запрещаете ребенку врать - не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте , и вы поймете, что это так.

Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить - убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.

Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания , но будет уже поздно.

Последовательность - помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина - не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.

Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.

Родитель должен постоянно развиваться, учиться, чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.

Не вестись на провокацию - истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.

Многие родители сомневаются в правильности воспитания своего чада . Главное сомнение, конечно, всегда касается использования наказаний. Разговор идет вовсе не о ремне и порке, а о наказаниях вообще – таких, как угол, лишение компьютера или личных денег.

Как работает наказание?

Мы уверены, что знаем, что лучше для нашего ребенка. Эта точка зрения сохраняется всю жизнь. Но, решая за малыша, мы давим на его самостоятельность, превращая человека в тюфяка.

Нужно же обязательно прислушиваться к пожеланиям ребенка!

Давайте разберем несколько ситуаций

1. Ситуация. Мама (а опекаемые дети как правило своих опекунов называют мамами ) одела на прогулку дочку в яркое, красивое платье, а ей захотелось поиграть в песочнице. Мама запрещает – ведь платье испачкается. Но одежда для дочки не важна, ей важен песок. Девочке все равно в чем гулять, главное - веселиться.

Как бы Вы поступили в данном случае.

(Ответы опекунов )

Вывод : Главное не превратить прогулку в пытку для обоих. И не наказывать дочку за то, что ей будет скучно и хочется играть.

2. Ситуация. Сын разыгрался и разбросал все игрушки, а собирать не хочет.

Что делать в данном случае?

(Ответы опекунов )

Вывод : Наказание это - дополнительный мотиватор, который ограничивает ребенка в каком-то действии. Но ребенок должен бояться не наказания, а закономерных последствий своих действий. Не убрал игрушки - не нашел любимого солдатика. Вот оно, наказание!

3. Ситуация. Ребенок взял без разрешения чужую вещь в детском саду и положил эту вещь к себе в шкафчик.

Ваши действия в этом случае.

(Ответы опекунов )

Вывод :Прочувствуйте вместе выход из проблемы . Нужно пояснить ребенку, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!

Наказывать ли ребенка за непослушание? Возможно ли обойтись без наказаний?

Родитель, добровольно выбравший этот путь, сталкивается с множеством сложностей. Но стоит понимать, что отсутствие наказаний - это вовсе не вседозволенность. Этот метод воспитания не лишает человека правил и норм поведения, и совсем не означает, что, если карапуз ударит соседа по песочнице, то его за это погладят по головке.

Основные принципы воспитания детей без наказаний

Известно, что дети, которые растут без наказаний, менее агрессивны. Ведь грубость - это месть за боль. Наказания порождают горькую обиду, которая глушит все, включая здравый смысл.

То есть, этот негатив ребенку некуда деть, а он жжет изнутри. Поэтому дети часто срываются на младших братьях, сестрах и домашних животных.

Надо учиться искусству растить детей . Воспитание без наказаний - большая и тяжелая работа. Главным образом, это работа над собой – ведь, что бы мы ни делали, дети все равно будут похожими на нас

Итак, Мы все поняли, что воспитание возможно без наказания!

Итог :

1. Полезность встречи.

2. Актуальность обсуждаемых ситуаций.

3. Атмосферу встречи.

4. Вручение памятки «Основные принципы воспитания без наказания »

Психологические и социологические исследования. Образ отца. Роль отца в воспитании ребенка. Три группы мотивов родительства. Пример поведения. Отцовская любовь. Идеальный отец. Отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Роль отца в семье. Отечественные педагоги. Особенности отцовской родительской позиции.

«Приёмные родители» - Половозрастной состав приемных родителей. Результаты социологического исследования. Семейное положение приемного родителя. Пункты расходов приемных семей. Инструментарий социологического исследования. Приемный родитель. Состав приемной семьи. Профессионально-трудовой состав приемного родителя. Приемная семья.

«Притча о маме» - Мама старилась. Мама держит на руках маленького ребенка. Ребенок сводит меня с ума. Большой мужчина. Пока я живу, ты всегда будешь моим ребенком. «Я буду любить тебя вечно». Ты всегда мне будешь нравиться. Мальчик рос. Бабушка приезжала навестить его. У него были странные друзья. Мама тихо открывала дверь.

«Песни и стихи о маме» - Внеклассное мероприятие. Любовь. Песня о матери. День матери. Прослушивание аудиозаписи. Ученик. Монтаж. Стихотворение на татарском «Эни». Мужчины. Отрывок из стихотворения «Варварство».

«Педагогическая культура родителей» - Темы родительских собраний. Типичные ошибки родителей. Развитие отношений между родителями и детьми. Вопросы родителям. Педагогика. Период развития. Выступление учителей предметников. Педагогическая культура. Рождественские посиделки. Компонент общей культуры человека. Родительская ответственность. Воспитательный потенциал семьи.

«Опека» - Документы. Опека. Опека (попечительство) по заявлению родителей. Порядок назначения опекуна. Правила хранения и передачи личных дел. Назначение опеки. Опека (попечительство) по договору. Правила ведения личных дел подопечных. Предварительная опека. Формы устройства детей. Устройство детей под опеку.

Всего в теме 17 презентаций