Рубашки и блузки

Какую носили одежду в Древнем Египте? История моды. Древний Египет Нагрудное украшение в костюме древних египтян

Идеалом женской красоты в древнем Египте считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, небольшой грудью, узкими бедрами и длинными ногами.
Черты лица были тонкими, губы полные, а глаза огромные и миндалевидные. Форма глаз подчеркивалась специальными контурами, а контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле.

Особенность одежды Древнего Египта - прямые четкие линии и геометрические формы.
Калазирис - основа женской одежды на протяжении всей истории Древнего Египта. Изменялись только детали кроя (иногда вместо отдельных бретелей делали цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины и небольшими рукавами). По сути, калазирис - это тот же сарафан, только в обтяжку.
Ткани были тонкими и полупрозрачными, и не скрывали фигуру, а наоборот подчеркивали. Юбка книзу настолько сужалась, что заставляла египтянок ходить медленно и держать спину ровно. От этого походка становилась грациозной и величественной.
Часто ходили топлесс, но грудь не подчеркивалась. Натурализм был такой споокойный, сдержанный.


Деревянная фигурка знатной женщины с высоким париком, одетой в каласирис из мягкой шелковой ткани

Каждое платье шилось по своим собственным меркам, и было чем-то вроде футляра для тела. Существует предположение, что первые каласирисы были вязанными.
Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди. Существовали и большие покрывала, они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах.

Богиня Изида провожает королеву Нефертари в загробный мир. Нефертари в белом каласирисе с золотым воротником, а Немизида в узорчатом прилегающем каласирисе.

Королева Нефертари в белом каласирисе, но на этот раз каласирис плиссированный

Египтяне занимались овцеводством, но шерсть считалась "ритуально нечистой" и одежду изготавливали из льна и хлопка.
Удивительно, как они делали из льна такие тонкие ткани. 240 метров нити весили всего 1 грамм. Не удивительно, что эти ткани сравнивали с «дыханием ребёнка» или говорили, будто они «сотканы воздухом».

Древнеегипетские ткани окрашивались в различные цвета, чаще всего в красный, зелёный и синий; в эпоху Нового царства появились жёлтые и коричневые красители.

В чёрный цвет ткани не окрашивали. Траурным считался голубой цвет одежды.

Древний папирус

Но самым распространённым и любимым у всех слоёв населения был белый цвет.

Принц Рахотеп и его жена Нофрет

Ткани могли быть как однотонными, так и узорчатыми. Излюбленными орнаментальными мотивами были перья (символ богини Исиды) и цветы лотоса. Рисунок наносился на ткань с помощью вышивки или особого способа окраски с применением различных протрав.
Египтяне украшали платья бисером или аппликацией.

Семитки в коротких каласирисах из цветной узорчатой ткани, возможно, набивной.

Египтяне часто ходили босиком, но во время торжественных случаев они надевали сандалии из кожи или из папируса.

Одежда древних египтян основана на контрасте цвета и материала. На мягком гладком материале женской одежды или на обнаженном теле выделяются рельефные цветные полосы фаянсовых бус (чаще всего синих и зеленых цветов), которые образуют как бы воротник.

Красочные украшения контрастируют чаще всего с белым цветом одежды, колоннообразные фигуры - с густыми черными волосами или париками, которые геометрически обрамляют лицо.

Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку. Ювелиры Древнего Египта использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум - самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину.
Древние египтяне умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).
Для древних египтян ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они защищают от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений.
Есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей.
Некоторые украшения носили на середине лба (там, где находится "третий глаз", как говорят индусы). Египтяне закрывали эту точку символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую зовут урей

Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках, закрывая точки, которые, опять-таки, индусы называют чакрами - это некие круги, колеса, считающиеся особыми нематериальными, эфирными органами человека, которые управляют нашей психической или духовной жизнью.

Браслет царицы Аххотеп. Ок. 1530 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло

К числу самых изысканных египетских украшений относятся пекторали.

Пектораль в виде сокола. Ок. 1334 - 1328 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюза, обсидиан, стекло.

На них часто встречается изображение жука-скарабея и разных божеств.
Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее он удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы можем создать в нашем сердце, крылья духовности, крылья силы, и что мы сами удивимся, почувствовав их. Внутри нашего тела, этого футляра из плоти и крови, мы можем обрести и расправить свои крылья.

Пектораль с изображением богини неба Нут.

Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.

Подвеска царицы Сат-Хатхор-Иунит. Ок. 1870 до н. э.

Браслет с изображением жука-скарабея

Диадема царицы Сат-Хатхор-Иунит. Ок. 1800 до н. э.

Украшение царицы Аххотеп. Золотые мухи

Бусы с подвеской лунулой

Прически древних египтян на первый взгляд кажутся достаточно простыми, но для оформления прически требовались услуги специально обученных рабов. Египтяне окрашивали волосы хной, украшали голову декоративными элементами.

Богиня Бастет

Древние египтяне заплетали волосы в тугие косички, укладывали их в различные прически. В общем-то, делали они это тоже не просто так и не только защищали голову от солнца. Плели косички с особым смыслом, читая в процессе плетения особые позитивные заклинания. Ношение такой прически приносило удачу и отпугивало злых духов, считали египтяне.
Самой глубокой философией наделяли дреды - их носили «просветленные» люди. Египтяне вплетали в дреды шерсть животных, растительное волокно.
Знатные люди, жрецы и фараоны носили парики.

Головные уборы женщины носили редко, за исключением цариц.

Знатные дамы носили повязки, обручи, диадемы.
Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.

Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались, что уж говорить о людях.
Более того, считалось даже позорным, если женщина не следила за собой и ходила по дому или показывалась на людях без макияжа, растрепанной, как попало одетой.
Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике «О лекарствах для лица».
Славились во всём тогдашнем мире египетские духи; самые дешёвые представляли собой просто воду, в которой вымачивались раздавленные цветы лотоса, а самые дорогие могли включать в себя десятки разнообразных ароматических веществ. Клеопатра имела для производства парфюмерных изделий целую фабрику.
Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Знатные дамы любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса.
Мази использовались для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кунжутное масла. Добавляли овечий и воловий жир, амбру. На парики прикрепляли ароматические башенки.
После умывания делали маникюр и педикюр. Зубы чистили содой.

Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль, малахитом рисовали зеленые круги вокруг глаза.
Для подкрашивания век использовали мелкотертый сернистый свинец. Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах; многие косметические средства были не только декоративные, но и имели лечебные свойства. Например, краска для век применялась как средство отпугивания насекомых (репеллент). Малахитовая зелень служила лекарством от глазных болезней.
Слишком тёмную кожу осветляли с помощью краски на основе жёлтой охры; охрой же румянили щёки. Ногти, ладони и ступни красили хной в оранжевый цвет. Вены на висках подчёркивали голубыми линиями.

Цивилизация Древнего Египта существовала практически 3 000 лет. История Древнего Египта увлекательна и таинственна. То, что было сделано в Древнем Египте, неповторимо.


Это и пирамиды, которые не боятся времени, и величественные скульптуры, и оригинальные украшения. были хорошими врачами, отличными строителями, великолепными художниками. Не менее интересной была и одежда древних египтян.



Вся история Древнего Египта делится на три периода – Древнее царство (приблизительно 3000-2400 годы до н.э., именно в это времени были построены знаменитые египетские пирамиды, в том числе и самая высокая из них – пирамида Хеопса), Среднее царство (приблизительно 2400-1600 годы до н.э.) и Новое царство (1600-1100 годы до н.э.).


Именно к Новому царству относится правление единственной женщины-фараона Хатшепсут, а также именно в это время жила царица Нефертити, обладающая, по мнению ее современников, невероятной красотой. Еще один период в истории Древнего Египта – это эпоха Птолемеев, которая продлилась до 30 года н. э. Именно в этот год Египет был окончательно завоеван Римом и превращен в одну из провинций Римской Империи. Последней царицей Древнего Египта стала Клеопатра.



Скульптура Рахотепа (наследника фараона) и его жены Нофрет
Рахотеп одет в схенти, Нофрет – в калазирис


Традиционная для египтян на протяжении всей их истории одежда появляется в период Древнего царства. И как все то, что появилось еще во времена древности (к примеру, обряд мумификации, культ загробного мира, поклонение фараонам, которые считались потомками бога солнца Ра), практически неизменно будет существовать на протяжении всего времени существования самого Древнего Египта.


Египтяне не любили перемен, все 3000 лет своей истории они оставались верны традициям. И лишь в Новое царство были попытки с этими традициями бороться, к примеру, реформа фараона Эхнатона (супруга Нефертити), который пытался утвердить культ единого бога.


После его смерти египтяне вновь вернулись к своим традициям. То же самое происходило и с одеждой – лишь в Новое царство в одежде египтян, неизменной тысячелетиями, появятся новые элементы.



Древнеегипетские росписи


Климат Древнего Египта был достаточно жарким. Египтяне не знали ни холодных зим, ни сезонов дождей. И одежда их была очень проста. Мужчины всех сословий – от фараона до рабов – носили передник-схенти, очень похожий на набедренную повязку первобытных людей. Схенти могли делаться как из кожи, так и изо льна.


Отличалась данная одежда лишь по своей длине. Более длинные передники носили фараоны, тогда как схенти рабов представлял собой полоску очень узкой ткани.


Женщины носили одежду, которая называлась калазирис. Это была длинная плотно прилегающая к телу рубашка на бретелях. При этом во времена Древнего царства грудь оставалась открытой. И по сей день среди африканских племен можно увидеть племена, одежда которых, как и у мужчин, так и у женщин прикрывает лишь нижнюю половину туловища.


На ногах жители Древнего Египта носили сандалии. Это была обувь, сделанная из коры, папируса и волокон пальмы. Сандалии были не очень прочны, и поэтому чаще всего их носили в руках, одевая лишь в храме или во время проведения торжественных обрядов.


Был у египтян и любопытный обычай, связанный с обувью. На подошве своих сандалий они могли рисовать портрет своего врага и, таким образом, топтать его при ходьбе.


Калазирис (каласирис) – кусок материи,
который оборачивается вокруг тела,
длиной от щиколотки до груди.
Основа древнеегипетского костюма.


В Среднее царство фараоны начинают носить более нарядные одежды. Так, фараон одевал два схенти. Первый обычный однотонный из простой ткани. Второй передник-схенти был из позолоченной кожи, он подвязывался широким поясом, украшенным цветной эмалью или же расписанным узорами.


Далее фараон накидывал на плечи небольшой плащ из легкой ткани. На шею одевалась украшение в виде ожерелья – ускх. Такое ожерелье носили не только фараоны, но и царицы. Делалось оно из крупной смальты или бисера, покрытого цветной пастой.



Статуэтка фараона Тутанхамона в высоком головном уборе Верхнего Египта, на статуэтке можно увидеть схенти и ускх


Также фараоны и царицы носили браслеты, ожерелья, перстни, диадемы и серьги. Браслеты изготавливались из золотых пластин, шнуров или бусин. Женщины могли носить браслеты не только на руках, но и на ногах. Если для фараонов, цариц и чиновников, а также их жен украшения делались из золота и драгоценных камней, то простые египтяне чаще всего носили украшения из бронзы и керамики.



Статуэтка Тутанхамона в короне Нижнего Египта,
одежда – схенти и ускх


Но на этом туалет фараона не заканчивался. Облачившись в два схенти, плащ-накидку и надев украшения, фараон должен был еще водрузить на голову парик, а к лицу прикрепить небольшую тоненькую бородку, в которую очень часто могла быть вплетена позолоченная змейка-урей.


Символ змеи считался символом власти фараона. Как и искусственная борода – она указывала на то, что фараон владеет всей землей Древнего Египта. Единственная в истории Древнего Египта женщина-фараон Хатшепсут также носила искусственную бороду – символ власти.



Скульптура голова Тутанхамона


Что же касается париков, то все египтяне носили прически на париках, за исключением рабов, а также детей. Парики надевались на бритые головы. Так что и Нефертити, и Клеопатра были с выбритыми головами.



Посмертная маска фараона Тутанхамона
На ней изображен полосатый платок клафт


Ну и последний штрих к костюму фараона – это корона. Корона называлась пшент и состояла она из двух частей (ранее самостоятельных корон Верхнего и Нижнего Египта), символизирующих Верхний и Нижний Египет соответственно – две части, из которых возникло древнеегипетское государство. Могли фараоны в качестве головного убора носить и полосатый платок клафт.



Статуя писца Каи


Также в Среднее царство появляется и костюм царицы. Если символом фараона считалась змея, то символом царицы – сокол. Царицы Древнего Египта носили короны в виде птицы сокола. Исключением стала лишь Нефертити, которая носила корону цилиндрической формы.


Основной одежой царицы был калазирис – длинный и плиссированный из прозрачной ткани, поверх которого надевался шитый золотом легкий плащ, а также ожерелье-ускх. Помимо изображений птицы сокола, в украшениях царицы также встречались изображения лилий, скипетр царицы был в форме лилии, и жука-скарабея – символа плодородия.



Бюст Нефертити, цилиндрическая корона



Клеопатра (в роли Клеопатры Элизабет Тейлор)
Корона по бокам оформлена в виде перьев птицы сокола


В период Нового царства изменения происходят в мужском костюме. На смену схенти приходит сусх. Сусх состоял их двух частей - калазириса, заимствованного из женского гардероба, и синдона – большого куска ткани, который обертывался вокруг бедер.


Синдон пришел на смену схенти. Что же касается самого схенти, то он стал в это время обрядовой одеждой, которую надевали фараоны. Фараоны повязывали схенти поверх синдона, который в свою очередь надевался на калазирис.



Нагрудная пектораль Тутанхамона «Рок Бога» (1300-е гг до н.э.) хранится в Каирском музее


Скарабей на данном украшении сделан из необычного материала – так называемого ливийского стекла. Встречается этот материал только в ливийской пустыни. По одной из версий он возник из-за мощного удара разряда молнии в песок, который оплавился. Есть и более фантастические версии, приверженцы которых считают, что ливийское стекло – это материал инопланетного происхождения.



Нагрудное украшение, найденное в гробнице Тутанхамона


Последним штрихом к костюму древних египтян всегда был макияж – и мужчины и женщины обязательно подводили глаза, так как египтяне верили, что через глаза могут проникнуть злые духи и завладеть человеком. Также египтянки красили губы, румянили щеки, оранжевой краской могли подкрашивать кисти рук и ступни, красили ногти хной.


Были известны египтянам и ароматические масла, различные рецепты целебных и омолаживающих мазей, а также масок для лица. Славилась своей любовью к косметике и , которая даже написала целый косметический справочник – «О лекарствах для лица».



Сосуд для косметики
Материал - кальцит, золото, слоновая кость.
На крышке – изображение льва, который скорее всего был символом фараона, при этом изображения четырех главных врагов Египта представлены в виде голов у основания.

У вещей, как и людей, бывает своя история. А самая интересная история у одежды, восточной одежды! Как одевались в Египте сто лет назад и что носят сейчас? Какие используются ткани, украшения? Все это я постараюсь раскрыть в этой статье. Египет не похож ни на одну арабскую страну. Ведь здесь такая богатая история, и столько разных конфессий уживаются в этой солнечной стране. Одежда человека может очень много рассказать о ее обладателе, какой у него характер, привычки. Одежда египтян всегда соответствовала положению своего времени. Это видно по истории костюма и его изменениям.

Египет – страна богов и фараонов. Древние египтяне любили красивую одежду и украшения. Стиль одежды был прост и элегантен. Они уделяли много времени и внимания своей внешности, костюмы они моделировали, изготовляли и носили с особой бережностью и очень продуманно. Их стиль одежды давал им уникальный культурный взгляд в историю. Египтяне разрабатывали для себя легкую одежду для того, чтобы было удобно в жару, которая была характерна для их страны. Большинство их одежды было изготовлено из растительного волокна. Преимущественно из-за жары они носили наряды из льна.

За всю 3000 летнюю историю Древнего Египта мода практически не менялась. Во времена Старого Королевства Египта (2700-2150 до н.э.) люди носили более простую одежду, которая не требовала длительного пошива. Мужчины и женщины носили в основном одежду с запахом, которая завязывалась на узелок в одном месте и держалась на поясе. Основной цвет одежды – белый. Сливки общества были одеты в длинные, складчатые, прозрачные одежды.

В Египте в прошлом веке, как и еще сотни лет назад, мужчины носили длинные рубашки простого кроя из домотканной ткани, широкие штаны, которые книзу зауживались, и подвязывались штаны очень толстым кушаком. А сверху надевалась жилетка или кафтан. На голове носили платок связанный в чалму.
Женщины одевались тогда очень похоже на мужчин, такие же рубахи, но более длинные, кафтаны прямоугольного кроя поверх рубах, большой платок похожий на шаль.

Галабеи пришли в Египет из соседних Эмиратов, но и этот вид одежды так же претерпел изменения. Позже, когда Египет оккупировали турки, и они внесли свою лепту в национальный костюм египтян, например жилетка и феска - красная, фетровая шапочка цилиндрической формы с кисточкой заимствованна именно у них. Так же от них египтяне переняли очень много слов и традиций. От Эмиратов и Саудии, египтяне заимствовали галабею, дишдаш и платок шемаг в клетчатый орнамент, его в народе именуют арафаткой, по имени арабского лидера Ясера Арафата, ведь это он ввел моду на этот головной убор.

Египетская мужская галабея - дишдаш, отличается от саудийских и эмиратских галабей более расширенной, трапецевидной формой. Чаще всего мужские галабеи белого цвета. Такие галабеи носят и по сей день, с некоторыми поправками на современность, с воротником стойкой и карманами. Под низ одеваются штаны, как правило укороченные, выше щиколоток. Такая одежда хорошо защищает от зноя, песка и сильных ветров.

Мужчины мусульмане никогда не используют тканей из шелка и обработку золотом , так как это противоречит принципам ислама, украшения только для женщин.
Женский костюм всегда подразумевает больше фантазии в крое и стиле чем мужская одежда. Женский костюм менялся намного чаще чем мужской. В начале века это были абаи, с вышивкой и арнаментом. С платками украшенными по краям цветными помпончиками и цветочками из ткани. Головной убор чем-то напоминал украинсие венки в национальном костюме. Позже, с развитием текстильной области, в Египте стали появлятся хорошие качественные ткани, вышивка уже делалась машинами. При правлении президента Насера, Египет стал светским государством, женщинам запрещалось носить хиджаб, одежда женщин была абсолютно европейской. Мужчинам же при правлении президента Насера запрещалось в гос. учреждениях носить галабеи. Но египтяне нашли выход, стали одевать на галабеи пиджаки. И по сей день в гос. учреждениях часто можно встерить экземпляров в галабее с пиджаком. Уже при правлении Мубарака вернулась исконно египетская одежда.
В ходу у женщин снова хиджаб и абайи . Слово «хиджаб», в переводе с арабского означает «завеса, укрытие», все же понимают под этим словом одежду мусульманок. Это слово в последнее время часто мелькает на страницах различных изданий, как общественно-политических, так и модных. Из Саудовской Аравии пришел никаб, в таком виде как его носят сейчас, ткань легкая, к которой легче дышится. Химар - еще один атрибут мусульманки. Длинный, до пояса платок, похожий на головной убор монахинь, его носят с галабеей, они бывают разных цветов из непрозрачных тканей.

Египет являясь страной которая больше всех из арабских стран принимает туристов и подвержена западному влиянию. Западная культура внесла изменения в гардероб местного населения. Городскую молодежь почти не встретишь в национальных костюмах. Все одеваются по европейски. Девушки мусульманки стали повязываться не квадратными платками, а повязываются шарфиками, красиво улаживая на голове. Девушки христианки ходят в европейской одежде, разве что соблюдая правила приличия, без оголенных животов и мини. Более старшее поколение верны свои традициям и одеваются в галабеи, коих сейчас немеренно, на любой цвет, с вышивками, с стразами, стеклярусом. Их делают из шелка, синтетики, хлопка, крепа и других тканей. Так же и "поднебесная" наладила импорт исконно египетской национальной одежды. Нередко на вывороте платья или ярлыке шарфика можно встетить надпись "made in china".

Есть и высокая мода в Египте. Уже не редкость фэшн показы арабской одежды. Платья из умопомрачительных тканей, расшитые кристаллами сваровски, стоящие как квартира в Хургаде. Такие покупают лишь очень богатые люди, хай класс Египта и других арабских стран. Не смотря ни на что Египет сохранил свои традиции в одежде и так же как и раньше передаст их через поколения и время.

Говорят: "Мода была всегда". Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации — Древнем Египте.

Древний Египет — один из древнейших очагов цивилизации. Его историю принято делить на периоды Древнего (конец IV — III тысячелетия до н.э.), Среднего (до XVI века до н.э.), Нового (до конца XI века до н.э.) царств, поздний и персидский (XI — IV века до н.э., в составе государства Птолемеев). Расцвет Древнего Египта пришёлся на XVI — XV века до н.э.

На заре цивилизации одежда людей была незатейливой и не отличалась разнообразием. Так было и в Древнем Египте.

Основная, если не сказать единственная, одежда египтян в ту эпоху — "схенти", передник. Он представлял собой неширокую полосу ткани, которую обёртывали вокруг бёдер и укрепляли на талии поясом.

Общество Древнего Египта состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан (писцов, ремесленников), свободных крестьян и рабов. По политическому устройству государство было деспотической монархией во главе с фараоном и высшей знатью — рабовладельцами и жрецами. В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Своеобразная египетская религия, основанная на культе богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы, кошки, сокола, змеи), пронизывала все сферы жизни. Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Художественные образы заключали в себе символику содержания (лотос — символ плодородия и бессмертия, змей — символ власти). Изображение человека в искусстве носило условный, схематичный характер. Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и его приближенных, статичны, монументальны. Их позы и жесты всегда канонизированы, масштаб фигуры социально обусловлен.

Сквозь схематизм и условность изображения проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз (статуя Раннаи, бюст Нефертити).

Описание внешности одной из героинь романа «Уарда» немецкого египтолога XIX в. Георга Эберса помогает нам представить идеал красоты женщины Древнего Египта: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

В эпоху Древнего царства основная одежда различных сословий мало отличалась по форме, важен был материал и украшения.

Стремление к прямым четким линиям, геометрическим формам - особенность костюма Древнего Египта.

С появлением растительных красителей в конце Древнего царства появился материал желтого, голубого, коричневого цветов. Цветную одежду долгое время имели право носить только привилегированные сословия (крупные землевладельцы, жрецы и придворные).

Знаки отличия сословий - прически, головные уборы и обувь, которую в Древнем царстве имел право носить только фараон. Считается, что все египтяне брили волосы (по крайней мере мужчины). Парик делали из растительных волокон, завитых мелкими локонами, или из шерсти, либо носили шапочку из грубого светлого холста, плотно облегавшую голову. Длина париков напрямую зависела от знатности человека.

Основной одеждой являлся передник схенти - полоса неширокой ткани, которую оборачивали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Схенти фараона был из тонкого, хорошо отбеленного полотна. Клафт - наиболее часто встречающийся на изображениях мужской головной убор.

В Древнем царстве женский костюм был предельно прост. Носили длинную прямую рубашку калазирис на одной или двух бретелях, оставляющих грудь открытой. Длина его доходила до середины икры. Калазирис был достаточно узким и не позволял делать большие шаги. У знатных женщин встречались вышивка и плиссировка.

Калазирис - основа женской одежды на протяжении всей истории Древнего Египта. Изменения затрагивали только детали кроя (иногда вместо отдельных бретелей делали цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины и небольшими рукавами. Разнообразие пестрых (или вышитых) тканей.

Парики были более длинными, чем у мужчин.

Фараоны Древнего царства часто носили только схенти, парик и сандалии из тростника. Могли надевать вторые передники из плиссированной ткани сверх обычной набедренной повязки. Знаками отличия фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. После объединения Верхнего и Нижнего Египта в 3200 г. до н. э. появилась сдвоенная бело-красная корона. Также головным убором фараона был платок клафт-ушебти, состоявший из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем (змеей).

Во время жертвоприношений и ритуальных служб жрец облачался в шкуру леопарда. Она закреплялась на спине, голова и лапа шкуры располагались спереди на плече, когти украшались золотыми пластинами.

Среднее царство

Одежда заметно усложняется. Это время характеризуется экономическим подъемом, ростом городов, что привело к стремлению к роскоши. Появляются новые ткани из Передней Азии и костюм приобретает более сложные формы. В это время начинают использоваться пластические свойства ткани.

Мужской костюм

О сословном и имущественном положении владельца свидетельствует количество ткани, затраченной на одежду. Мужчины носили плиссированные или гладкие длинные схенти. Схенти прежней формы у знати становится обрядовой одеждой, а у непривилегированных сословий остается повседневной одеждой.

Женский костюм

Покрой калазириса остается прежним, прибавляются лишь украшения и отделка. Встречаются изображения в тонких, слегка драпированных покрывалах (плащах), но большинство женщин продолжает носить калазирис традиционной формы. Нововведением является короткий женский парик, который имели право носить только очень знатные женщины.

Новое царство

В это время происходит расцвет египетской культуры, искусства и ремесел. В результате завоеваний увеличивается территория Египта, происходит знакомство с новыми народами. Дань с покоренных народов и плодотворная торговля ведут к роскоши в быту. Новое царство отличается изяществом и плавными линиями. Появление тонких прозрачных тканей дало возможность носить несколько одежд. Легкие ткани закладывали мелкими складками или драпировали. Под влиянием Востока появляются новые элементы кроя.

Происходит сближение форм женского и мужского костюма. Для одежды характерна высокая подчеркнутая талия и плиссировка ткани в разных направлениях.

Мужской костюм

Новая одежда сусх состоит из рубашки-калазириса и большого куска прямоугольной ткани - синдона. Синдон чаще всего плиссировался в долевом направлении. Его обертывали поверх калазириса вокруг бедер, спереди завязывали, а концы прикреплялись к внутренней стороне.

Фараон и приближенные носили калазирисы из прозрачной ткани, сверху - драпированный или плиссированный схенти, а иногда только прозрачный схенти поверх нижнего схенти. Появились пестрые мужские одежды из цветной ткани.

Женский костюм

К традиционному женскому цветному (шафрановый, голубой, красный) калазирису делают бретели контрастных цветов или украшают ткань чешуйчатым узором (как в Среднем царстве), имитирующим крылья кобчика (символ Исиды), являющиеся ритуальным одеянием царицы - жрицы Исиды.

Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди. Существовали и большие покрывала, они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах. Женские парики этого времени особо разнообразны.

Костюм простолюдинки остался практически без изменений. Калазирис делают с рукавами или на бретелях из цветных, белых и натуральных цветов льняных и хлопчатобумажных тканей.

Рабочие люди одевались более практично. Земледельцы и ремесленники довольствовались простой набедренной повязкой, которую поддерживал пояс шириной с ладонь без вышивок и украшений.

Люди скромного достатка не меньше знати любили украшения. Только вместо золота они пользовались украшениями из керамики и бронзы.

Одеяния рабов

Профессиональные певцы и танцовщицы носили такие же прозрачные платья, как и знатные дамы. А зачастую выступали обнаженными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений - пояска, ожерелья, браслетов и сережек. Совсем юные служанки без стеснения ходили обнаженными.

Часто встречаются изображения рабынь в национальных одеждах. Например, семитские женщины изображаются одетыми в прямые свободные рубахи с крупным цветным геометрическим орнаментом и сапожки.

Египет считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. На 1 см2 такой ткани проложено 84 основных и 60 уточных нитей; 240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 г. Ткач ощущал такую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело.

Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.

Наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки: небеленые, серовато-желтые, кремовые. В узорчатых тканях на светлом или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый цвета узора. Черный не имел траурной символики.

Виссон — название весьма любимой в древности материи, которая была предметом роскоши, составною частью царского и жреческого костюмов, принадлежностью религиозных обрядов и т. д. По мнению одних — это было тончайшее полотно, по мнению других — особая хлопчатобумажная материя; оба мнения находят подтверждение у древних писателей. Геродот, описывая процесс бальзамирования мумий в Египте, говорит, что тело "с головы до ног закутывалось повязками из виссона". Микроскопическое исследование показало, что материя, употреблявшаяся для одевания мумий, была именно полотном, производством которого славился Египет. Сам Геродот, однако, в других местах разумеет под виссоном хлопчатобумажную материю, называя его "древесною шерстью", что даже подало повод к предположению, что это был шелк (так переведено слово виссон у Лютера). Разногласие примиряется, быть может, тем, что древние писатели не делали точного различия между полотном и хлопчатобумажной материей и виссоном называли всякую материю, доведенную в обработке до высшего совершенства. Виссон часто упоминается в Библии. Из него сделаны были разные матерчатые принадлежности скинии, а также одежды первосвященника и священников. Иногда В. представлял собою совершенно прозрачную материю. В период упадка религиозного характера иудейского первосвященства священные одежды первосвященников делались из такой именно материи. Во времена упадка нравственности в Римской империи подобный виссон (byssus) был любимой материей римских дам, и из него делались самые модные, так называемые коанские, платья (соа vestis). Отсюда становится понятно свидетельство Плиния Старшего, что виссон был особенным источником удовольствия для женщин (mulierum maxime deliciis) и продавался на вес золота.

Орнаментация носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги) и располагалась по всей поверхности ткани. Наряду с ними были обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи. В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных — змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.

Украшения, головные уборы, прически, обувь, элементы символики в костюме

Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями.

Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировали солнечный диск. В образе солнечного диска почитался в Египте бог Атон, единый создатель мира и всего живого. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса. Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей — уреем — символом власти, и клафт — большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани, сложенной треугольником (рис. 6).

Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.

Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка.

И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами.

Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. Бороду крепили завязками на ушах подобно дужкам современных очков.

На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой и двумя-тремя тонкими ремешками. На подошвах изображались различные бытовые и военные сцены.

История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие Цветкова Наталья Николаевна

Глава 2. Текстиль и костюм Древнего Египта

В 4 тыс. до н. э. в различных областях Европы, Азии, Северо-Восточной Африки человек начинает осваивать металлы. В хозяйственной жизни людей этого периода важное значение приобретает медь. Именно с этого времени начинается период энеолита – медно-каменного века (4–3 тыс. до н. э.). Из меди изготовляли такие важные хозяйственные предметы как наконечники копий, рыболовные крючки, а также швейные иглы. Широко развивалось ремесленное производство – ткацкое, литейное, гончарное. Это время характеризуется также появлением первых рабовладельческих государств в Египте и Двуречье.

Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего царства (2900–2270 гг. до н. э., правление I–VI династий); Среднего царства (2100–1700 гг. до н. э., правление XI–XIII династий); Нового царства (1555–1090 гг. до н. э., правление XVIII–XX династий). В промежуточный период между Древним и Средним царствами Египет переживал период распада на отдельные области; в период между Средним и Новым царством так же был децентрализован и находился под владычеством азиатских кочевых племен гиксосов.

Египетский орнамент оказал большое влияние на орнаменты всех древних народов. В своем орнаментальном творчестве египтяне обращались к природе. Однако в орнаменте, как и во всем искусстве египтян, проявилась их склонность к символизму. Подобная тенденция также нашла широкое применение у персов, арабов и мавров. Через орнамент египтяне осуществляли свое познание мира. Так, например, стилизованный лотос – обожествленное растение, символ воздействия воды и солнца на спящую землю, в бесконечных вариациях украшает ткани, мебель и архитектуру египтян.

Широко распространенным было также изображение папируса. Например, колонны в Луксоре и Карнаке изображают цветы папируса, где основанием служит корень, стволом колонны – стебель, а капителью – распустившийся цветок, окруженный маленькими бутонами. Обожествленное египтянами солнце нашло свое орнаментальное выражение в форме диска с двумя змеями по бокам. Такой орнамент использовался для украшения храмов и одеждах жрецов и фараонов. Еще одним важным элементом орнамента египтян был скарабей, символизирующий творца, заложившего в земной шар семена произрастания.

Преобладающими в египетском искусстве были три основных цвета – красный, желтый и синий с добавлением белого и черного. Зеленый цвет, которым окрашивают листья лотоса, появился в более позднее время, в Древнем царстве для окраски листьев употребляли голубой цвет.

Об особенностях текстильного искусства и костюма Древнего Египта можно судить, главным образом, опираясь на находки и росписи стен египетских гробниц. Надо сказать, что прядение и ткачество принадлежат к числу древнейших видов мастерства, которыми владели древние египтяне. Известны образцы египетских тканей, время создания которых относится к эпохе неолита. На стенах нескольких гробниц XII династии в Бени-Хасане и в Эль-Берше, а также в гробницах XVIII династии в Фивах изображено возделывание льна, обработка льняного волокна и процесс ткачества. Пряжу пряли руками (преимущественно женщины) при помощи небольшого веретена. Для ткачества использовался ручной горизонтальный ткацкий станок, после гиксосского вторжения стали использовать и вертикальный ткацкий станок. При раскопках часто встречаются прялки, веретена, грузики от ткацкого станка.

Основным сырьем для изготовления египетских тканей был лен. Римский историк Плиний Старший отмечает огромное значение выращивания льна в Египте. По его словам, «благодаря льну… Египет в состоянии ввозить товары из Аравии и Индии»; он утверждает также, что страна «извлекает изо льна огромные прибыли».

Древние египтяне производили ткани различной плотности и толщины – от тончайшего газа до грубого холста. В результате археологических раскопок в гробнице фараона Тутмоса IV было найдено несколько фрагментов цветной льняной ткани, в гробнице Тутанхамона так же были найдены образцы льняной материи с тканым и вышитым узором. Также была найдена гофрированная льняная ткань времен XI династии и три образца гофрированных льняных тканей XVIII династии, хранящихся в настоящее время в Каирском музее.

О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна и мастерстве ткачей позволяют судить образцы ткани, на 1 см 2 которых насчитывается до 84 основных и 60 уточных нитей. Тонкий египетский лен по своим свойствам сравним с натуральным шелком: сквозь пять слоев белой льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело. Орнаментация ткани носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги, ромбы) и располагалась по всей поверхности ткани. Кроме того, могли применяться орнаменты в виде стилизованных растительных элементов (цветов, листьев лотоса, папируса, пальмы) или животных (змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями). Помимо льна, в основном для изготовления одежды обрядового назначения применялись кожа и мех.

Шерсть также использовалась египтянами для изготовления одежды. Так, например, греческий историк Геродот упоминает свободные белые шерстяные плащи, которые носили поверх льняной одежды.

Наряду с производством ткани, в Древнем Египте было распространено и ее окрашивание. Известно, что искусство крашения натуральными пигментами осуществлялось здесь уже в додинастический период: были найдены относящиеся к этой эпохе плетеные циновки, окрашенные по краям в красный цвет.

Что касается особенностей Древнеегипетского костюма, то здесь можно процитировать известного исследователя Каминскую Н. М.: «Особенность костюма и всего искусства Древнего Египта – стремление к прямым четким линиям, геометрическим формам. Сквозь схематизм и условность изображения проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз (статуя Раннаи, бюст Нефертити)».

В эпоху Древнего царства основным видом мужской одежды была набедренная повязка или передник, который назывался «схенти» (рис. 1). Он представлял собой неширокую полосу ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Средняя часть схенти имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Она собиралась в складки и прикладывалась к корпусу спереди. По форме одежда была одинаковой для представителей разных сословий, но отличалась качеством материала. Так, например, схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна, схенти ремесленника – из толстого холста, а одежда раба – из грубой неотбеленной ткани или кожи.

Рис. 1. Рельеф из гробницы визиря V династии Птаххотепа.

Важную роль в костюме египтян играли аксессуары. Известно, например, что древние египтяне брили головы, но носили парики из растительных волокон, завитых мелкими локонами. Длина и пышность локонов зависела от того, насколько знатным был человек.

Знаками царской власти и, соответственно, аксессуарами их костюма были подвязанная золотая борода, корона и посох, а также головной убор «клафт-ушебти», состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем – фигуркой священного змея, голова которого располагалась надо лбом фараона (рис. 2). Змей-урей считался символом неограниченной власти, поэтому его изображением украшались также корона, пояс и шлем фараона. Корона фараона состояла из двух шапок, белой (верхнеегипетской) и красной (нижнеегипетской), вставленных одна в другую (рис. 3). Интересно, что знаком или символом «змеи-урея» является узор, состоящий из комбинации маленького белого косого креста, окруженного красными фигурами из двух накрест положенных звеньев. Подобный орнамент, как отмечают исследователи, часто встречается в памятниках древнейшей египетской культуры и многих других стран азиатского Востока.

Рис. 2. Золотой гроб высотой 33 см для хранения внутренностей Тутанхамона

Рис. 3. Статуя Рамзеса II из Карнака.

Головной платок (клафт) доходил сзади до затылка, а спереди, у висков, к нему пришивались две длинные завязки с поперечными полосами, спускающимися на плечи. Такие платки можно видеть на изображениях сфинксов.

На изображениях периода Древнего царства фараон и представители знати показаны одетыми в белый схенти, парик и босые или в тростниковых сандалиях. Цвет фигур живописи и скульптуре Древнего Египта бал четко установлен: коричнево-красный цвет мужского тела и желтый для цвета кожи женщин и рабов.

Женский костюм в эпоху Древнего царства представлял собой прямую рубашку «калазирис» длиной немного выше щиколотки с одной или двумя косоугольными бретельками, оставляющая грудь открытой. Калазирис представляет собой точно обрисовывающий фигуру «футляр» (рис. 4). Калазирис оставался основным видом женской одежды на протяжении всей истории Древнего Египта. Женщины Древнего Египта, так же как и мужчины носили парики из завитых растительных волокон, но они были длиннее мужских.

Рис. 4. Царица Каромама.

В эпоху Среднего Царства происходило развитие сельского хозяйства, ремёсел и торговли Древнего Египта. Это было время роста городов, развитие торговых контактов с другими странами Древнего мира. Из государств Передней Азии – Персии, Месопотамии ввозятся новые ткани и предметы роскоши, что способствует развитию костюма и появлению его новых форм. В этот период появляются гладкие и плиссированные длинные схенти из дорогих тканей. Женщины продолжают носить калазирис независимо от социального статуса, однако, одежды знатных женщин могут отличаться богатой отделкой. В это время появляется короткий женский парик, который имели право носить только очень знатные женщины.

Эпоха Нового царства стала временем расцвета Египта. В этот период страна достигает небывалого могущества. Это время использования тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений. В костюме отмечается обилие плиссировок, однако, такая плиссировка не создает динамики формы (рис. 5).

Рис. 5. Аменхотеп II – покровитель города мертвых.

Время правления фараона Рамзеса I считают апогеем роскоши Древнеегипетского царского двора. В этот период были распространены пышные, широкие одеяния из полупрозрачной материи, белой с красными полосами.

Схенти был длинным и завязывался поясом, сверху надевалось длинное одеяние с широкими рукавами средней длины, которое плотно прилегало к телу до талии, а затем расходилось складками. Такое же одеяние носилось и женщинами поверх калазириса.

В период Нового царства под влиянием восточных народов в египетском костюме появляются элементы кроя. Так, например, появляется новый вид одежды – рубашка сусх . Это длинная накладная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотна с прорезью для головы, сшитая по бокам до линии проймы. Еще один новый вид одежды – синдон – плиссированный кусок тонкой ткани, который носили поверх калазириса. Интересно, что в эпоху Нового царства калазирис начинают носить не только женщины, но и мужчины, т. е. происходит сближение форм мужского и женского костюмов. В это же время появляются сандалии с поднятым вверх носком и ремнями, доходящими до колен.

Мужская и женская одежда Древнего Египта демонстрирует как цветовой, так и фактурный контрасты. Важную роль в египетском костюме играли ювелирные украшения и, особенно, традиционное украшение-воротник «ускх» из цветного бисера. Орнамент ожерелья ускх зависел от статуса человека, который его носил. Так, например, слуги фараона носили ожерелье с желтыми полосами; служащие храма – с синими; военные – с красными. Цвет полос клафта соответствовал цвету полос ожерелья. Цветные пасты, которыми покрывался бисер, были изобретены в эпоху Древнего царства. Первые фаянсовые бусы, найденные в Египте датируются додинастическим периодом, а производство стеклянных бус отмечается, начиная с V династии.

И мужчины и женщины носили на руках изящные браслеты на запястье и у плеча, женщины носили также ножные браслеты и серьги в форме кольца. Распространенным украшением был навозный жук скарабей ляпис-лазури и других драгоценных камней, считавшийся символом плодородия и творчества, его носили на шее в виде амулетов.

Египтяне, как мужчины, так и женщины, использовали косметику. Так, например, египтянки подкрашивали брови и кончики век. Судя по раскопкам, они это делали при помощи кисточки или иглы из слоновой кости. Наиболее распространенными красками для подведения глаз были малахит (зеленая медная руда) и свинцовый блеск (темно-серая свинцовая руда). И малахит, и свинцовый блеск встречаются в могилах в виде кусочков сырого материала. Древние египтянки также подкрашивали щеки. Об этом говорит присутствие в гробницах красного пигмента рядом с палетками, на которых его растирали. Этот пигмент представляет собой красную окись железа гематит (красную охру). Красная охра широко употреблялась для росписи гробниц, а также писцами.

С конца XI века до н. э. Древний Египет переживал эпоху постепенного упадка и в VI–IV веках до н. э. оказался под властью персов. Позднее, в IV–I веках до н. э. Египет находился в составе государства Птолемеев – царской династии, основанной Птолемеем I, одним из полководцев Александра Македонского. Эллинистический период египетской истории закончится при царице Клеопатре, когда государство Птолемеев в 30 году до н. э. было завоевано Римом и стало римской провинцией.

Говоря о Древнем Египте, следует также упомянуть о соседних народах, испытавших влияние мощной египетской культуры. Ближайшими соседями египтян были эфиопы, жившие в долинах верхнего Нила. Исследователи предполагают, что эфиопы и египтяне в древности произошли от одного и того же племени. Постоянное общение с египтянами способствовало тому, что в одежде древних эфиопов можно проследить некоторые заимствования из древнеегипетского костюма. Так, например, древнейшей формой одежды эфиопов был передник. Женская одежда – калазирис – так же была аналогична египетской, но не белой, а цветной. В качестве украшений мужчины и женщины носили большие серьги, браслеты на руках и ногах и ожерелья из крупных бус, а также кольца с эмалированными бляшками. Впоследствии египетский передник сохранился только как церемониальная одежда царей и жрецов. Вместо него начали использовать длинное непрозрачное одеяние, окутывающее фигуру человека с головы до ног. Впоследствии на этот вид одежды была нашита полоса ткани, скрепляющая расходящиеся в стороны складки. Сверху вокруг бедер надевался кроткий передник, завязывающийся спереди узлом. Плащ представлял собой продолговатый кусок ткани, украшенный каймой. Он проходил под рукой через противоположное плечо и завязывался узлом на груди. Знатные мужчины эфиопы носили длинный, узкий шарф, который шел от левого плеча к правому бедру, затем оборачивался вокруг талии и свешивался ниже колен. Характерную часть эфиопского костюма составлял второй шарф, состоявший из ленты с длинными кистями. Он надевался диагонально через грудь и спину и завязывался на бедрах. Этот шарф имели право носить только царственные особы и высшие сановники. Головные уборы эфиопов были аналогичны египетским.

Основываясь на египетском искусстве, можно также описать виды одежды других народов. Так, например, египетские изображения, высеченные на камне в 1600 году до н. э., дают представление об одежде кочевых арабов. Предполагают, что костюм древних арабов делался из мягкой кожи или шерсти. Мужчины носили передник, доходивший до колен, рубашку и плащ, имевший вид полукруга. Плащ шел от левого плеча через правое так, что один его конец находился спереди, другой сзади. К древнейшим частям арабского одеяния принадлежит треугольный головной платок, коффиа . Он надевался на голову таким образом, что конец, спадавший сзади, подвязывался боковыми концами. Коффиа украшался бахромой. Обувь арабов представляла собой кусок кожи, зашнурованный вокруг ноги, или деревянные подошвы, привязанные к ногам. Женская арабская одежда была аналогична мужской, но более длинной.

Древний еврейский костюм напоминал одежду арабских кочевых племен. Одежда знатных мужчин состояла из нижней шерстяной и верхней полотняной рубашек. Обязательным элементом мужского еврейского костюма был пояс. Богатые роскошные пояса делали из шерстяной или льняной ткани, расшивали золотом, украшали драгоценными камнями. Верхняя одежда украшалась пряжкой, к углам которой прикреплялись кисти. Бедняки носили кожаные или войлочные пояса. Существовала также широкая одежда без рукавов – нарамник. Она могла быть одиночной и двойной. Одиночный нарамник – это прямоугольное полотнище ткани, согнутое пополам и имеющее разрез для головы. Двойной нарамник представлял собой две одинаковые полосы материи, которые сшивались по плечам, а оба куска ткани свободно спускались сзади и спереди. Такой нарамник с завязками по бокам являлся главным одеянием священников и назывался ефодом . На голове носили повязки – гладкие или в виде тюрбана, а также капюшоны.

Женский костюм состоял из нескольких одежд. Нижняя одежда была длинной, обшивалась каймой по подолу и рукавам, носилась с поясом. Поверх нее надевалась вторая одежда белого цвета, с широкими рукавами, собранными в складки. Ворот и рукава этой одежды украшались драгоценными камнями, жемчугом, золотыми фигурками. Верхнюю одежду чаще всего делали из узорной или пурпурной ткани, она была распашная. В качестве головного убора женщины надевали сетчатые шапочки, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, поверх которых набрасывали прозрачную длинную вуаль, окутывавшую всю фигуру.

Рассмотрев искусство текстиля и костюма Древнего Египта и других древнейших народов, можно отметить, что в древности существовали достаточно простые виды одежды, получившие развитие у многих народов: драпировка, нарамник, рубашка. Основными материалами, применяемыми для изготовления тканей, были лен и шерсть. Судить о формах древнеегипетского костюма сегодня можно, опираясь, главным образом, на археологические находки. Интерес к искусству Древнего Египта не угас, и, в настоящее время, элементы этой великой культуры используются многими современными дизайнерами в своих работах.

Из книги Удивительная механика автора Гулиа Нурбей Владимирович

Открытие древнего гончара Один из величественнейших городов Междуречья – древний Ур. Он громаден и многолик. Это почти целое государство. Сады, дворцы, мастерские, сложные гидротехнические сооружения, культовые постройки.В небольшой гончарной мастерской, с виду

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат, и разразятся другие катастрофы автора Кунстлер Джеймс Говард

Из книги Четыре жизни академика Берга автора Радунская Ирина Львовна

Глава 5 СРАЖЕНИЕС ДЕВИАЦИЕЙСИМПТОМЫ УВЛЕЧЕНИЯВ тревожной жизни Берга появляется нечто новое. Он увлекается научной работой. Это почти невероятно - война, бои, сложные обязанности, ответственность. Ему, младшему штурману, как и второму штурману Франковскому и их

Из книги Эта удивительная подушка автора Гильзин Карл Александрович

Глава 6 ВСТУПЛЕНИЕВ СУДЬБУШТУРМПеред боевым командиром, лишившимся возможности продолжать службу не только на подводных лодках, но и на надводных военных кораблях, было два проторенных пути. Первый - продолжать службу в штабах или управлениях. Второй путь -

Из книги История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие автора Цветкова Наталья Николаевна

Глава 1 ВОЗВРАЩЕНИЕВЫ ВЕРИТЕ?!Чудеса случаются во все времена. После томительных трех лет подозрений и недоверия - реабилитация.Наступила тяжелая, странная пора. Тысяча дней прокатились через жизнь Берга, и каждый день разрывал его душу и сердце. Волны раздирающих мозг

Из книги Могло быть и хуже… автора Кларксон Джереми

Глава 2 НА ПЕРЕДОВОЙПЕРЕЛОМ1943 год начинался в новых условиях. Потери немцев под Сталинградом: 175 тысяч убитых и 137 тысяч пленных, 23 дивизии в окружении - эти цифры потрясли весь мир. Громадный успех менял всю обстановку на фронтах. Оживились даже союзники. Италия

Из книги автора

Глава 4 КОНЕЦ!9 МАЯЕще один год позади. Встреча нового, 1945 года в стране прошла спокойно. Наши войска уже дрались близ Будапешта, и каждый день ожидалось сообщение о его взятии. Союзники, увы, не очень старались, и немцы их изрядно поколачивали. Но теперь развязка близилась,

Из книги автора

Подушка-костюм Уж если зашла речь о надувных костюмах, то, разумеется, не для «молчаливых джентльменов». Превращаясь в надувной костюм, воздушная подушка способна на многое. В частности, когда человек оказывается в опасных, а то и вовсе не пригодных для жизни условиях.

Из книги автора

Глава 3. Текстиль и костюм Ассиро-Вавилонии Примерно в то же время, когда сложилось государство Древний Египет, в Азии, в южной части долины рек Тигра и Евфрата, так же возникает древнейшее рабовладельческое государство. Народом, заложившим основы цивилизации в Двуречье,

Из книги автора

Глава 4. Текстиль и костюм Древней Греции В период с 3 тыс. до н. э. до середины V в. н. э. развивались культура и искусство античного мира. Слово «античный» происходит от латинского «antiquus» – древний. Термином «античный» в эпоху Возрождения стали называть культуры Древней

Из книги автора

Глава 6. Текстиль и костюм Древнего Рима Историю Древнего Рима принято делить на три периода, в каждый из которых текстильное искусство и костюм развивались по-разному:Этрусская культура – VIII–II в. до н. э.1. Этрусская культура – VIII–II в. до н. э.2. Республиканский период –

Из книги автора

Глава 7. Текстиль и костюм Древней Индии Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан и части материка. Благодаря археологическим раскопкам известно, что уже во втором тысячелетии до нашей эры в долинах рек Ганга и Инда существовала самобытная культура,

Из книги автора

Глава 8. Текстиль и костюм Древнего Китая Культура Древнего Китая – еще один пласт древнейшей цивилизации, истоки которой следует искать в эпоху палеолита. В результате археологических исследований было установлено, территория Китая была населена уже со времен нижнего

Из книги автора

Глава 10. Текстиль и костюм доколумбовой Америки На территории доколумбовой Америки сформировалась самобытная культура, истоки которой следует искать в эпохе палеолита. Древнейшие каменные орудия, найденные в Техасе, Неваде и Калифорнии, археологи датируют возрастом 40

Из книги автора

О! Клево опять надеть костюм супергероя Toyota GT86 В былые времена, когда люди еще болели дифтерией, а дети пачкались сажей, у машин были небольшие тонкие шины, так что водители-энтузиасты развлекались на развязках заносами.Сейчас, однако, все заботятся о сцеплении.

Из книги автора

Кто дал дядюшке Скруджу костюм ниндзя?! Lexus IS 300H F Sport Уже не одно тысячелетие человека захватывает жажда скорости. Еще в каменном веке лучшая еда доставалась самым быстрым, и это делало их королями горы. Потом появились лошади, и история повторилась. Чингисхан