Рубашки и блузки

Электроэнергия в СНТ: последние изменения в законодательстве. Электроэнергия в СНТ: последние изменения в законодательстве Постановление 1351 от 10 11 г

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по опросам повышения доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей

Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты

Правительства Российской Федерации по вопросам повышения

доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных

групп потребителей.

Председатель Правительства

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

И З М Е Н Е Н И Я,

которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

по вопросам повышения доступности энергетической

инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей

1. В постановлении Правительства Российской Федерации от

доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих

услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-

диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг,

Правил недискриминационного доступа к услугам администратора

торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил

потребителей электрической энергии, объектов по производству

сетям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52,

ст. 5525; 2009, № 17, ст. 2088; 2010, № 40, ст. 5086; 2012, № 23, ст. 3008;

2013, № 42, ст. 5373; 2015, № 12, ст. 1755; 2017, № 20, ст. 2927; № 21,

а) в Правилах недискриминационного доступа к услугам по

передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных

указанным постановлением:

подпункт «в» пункта 13 дополнить словами "(в случае заключения

договора в интересах членов садоводческого, огороднического или

дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих

некоммерческого объединения, - в соответствии с документами о

технологическом присоединении энергопринимающих устройств,

принадлежащих такому садоводческому, огородническому или дачному

некоммерческому объединению, либо документами о технологическом

присоединении энергопринимающих устройств, принадлежащих

гражданину, ведущему садоводство, огородничество или дачное хозяйство

в индивидуальном порядке на территории садоводческого,

огороднического или дачного некоммерческого объединения (при

наличии)";

пункт 19 после слов «заключаемые в интересах граждан -

потребителей электрической энергии на розничных рынках,» дополнить

словами «в том числе в интересах членов садоводческого, огороднического

садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном

порядке на

некоммерческого объединения,»;

б) в Правилах технологического присоединения энергопринимающих

устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству

электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,

принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим

сетям, утвержденных указанным постановлением:

в пункте 8 5:

абзац третий признать утратившим силу;

абзац четвертый дополнить словами ", и требовать за это плату";

подпункт «з» пункта 10 изложить в следующей редакции:

«з) в случае технологического присоединения энергопринимающих

устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или

дачному некоммерческому объединению, - справка о количестве

земельных участков, расположенных на территории садоводческого,

огороднического или дачного некоммерческого объединения, с указанием

информации о фамилии, имени, отчестве владельцев земельных участков,

сериях, номерах и датах выдачи паспортов или иных документов,

удостоверяющих личность в соответствии с законодательством

Российской Федерации, а также в случае наличия такой информации -

кадастровые номера земельных участков и данные о величине

максимальной мощности энергопринимающих устройств, выделенной на

каждый земельный участок в соответствии с решением общего собрания

членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого

объединения;»;

дополнить пунктом 25 2 следующего содержания:

«25 2. В случае технологического присоединения энергопринимающих

устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство,

территории садоводческого, огороднического или дачного

некоммерческого объединения, сетевой организацией при разработке

технических условий должна предусматриваться возможность введения

ограничения режима потребления заявителя в предусмотренных

законодательством Российской Федерации случаях при обеспечении

поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения

режима их потребления.».

2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической

энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления

электрической энергии» (Собрание законодательства Российской

Федерации, 2012, № 23, ст. 3008; 2013, № 1, ст. 68; 2014, № 7, ст. 689; 2016,

№ 51, ст. 7372; 2017, № 21, ст. 3009; № 23, ст. 3323; № 29, ст. 4372):

а) в Основных положениях функционирования розничных рынков

электрической энергии, утвержденных указанным постановлением:

пункт 34 дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае направления заявления о заключении договора

энергоснабжения членом садоводческого, огороднического или дачного

огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на

территории садоводческого, огороднического или дачного

некоммерческого объединения, энергопринимающие устройства которого

ранее были подключены к электрическим сетям в составе садоводческого,

огороднического или дачного некоммерческого объединения, при

отсутствии документов, предусмотренных абзацем шестым настоящего

пункта, представляются документы, подтверждающие статус члена

объединения на дату осуществления сетевой организацией мероприятий по

технологическому присоединению энергопринимающих устройств,

принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному

некоммерческому объединению, или иные документы, оформленные

между заявителем и садоводческим, огородническим или дачным

некоммерческим объединением, подтверждающие наличие фактического

технологического присоединения энергопринимающих устройств

заявителя к объектам электросетевого хозяйства.»;

пункт 144 изложить в следующей редакции:

«144. Приборы учета подлежат установке на границах балансовой

принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического

или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих

садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном

порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного

некоммерческого объединения, - на границах земельных участков)

объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных

субъектов розничного рынка - потребителей, производителей

электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых

организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности

определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением

установленных законодательством Российской Федерации требований к

местам установки приборов учета. При отсутствии технической

возможности установки прибора учета на границе балансовой

принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического

или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего

садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном

порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного

некоммерческого объединения, - на границе земельного участка) объектов

электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов

розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально

приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена

садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого

объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или

дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории

садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого

объединения, - к границе земельного участка), в котором имеется

техническая возможность его установки. При этом по соглашению между

смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий

использованию для определения объемов потребления (производства,

передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен

в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств)

другого смежного субъекта.

В случае если прибор учета, в том числе коллективный

(общедомовый) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на

границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики

(энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка,

то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии,

определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях

осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину

потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы

балансовой принадлежности объектов электроэнергетики

(энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.

При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в

соответствии с актом уполномоченного федерального органа,

регламентирующим расчет нормативов технологических потерь

электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на

дату вступления в силу настоящего документа в договоре

энергоснабжения, договоре оказания услуг по передаче электрической

энергии сторонами согласована методика выполнения измерений,

аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь

используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила

о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта

уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт

уполномоченного федерального органа используется с 1-го числа месяца,

следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме

направила заявление о его использовании.

В случае заключения договора энергоснабжения членом

садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого

объединения либо гражданином, ведущим садоводство, огородничество

или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории

садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого

объединения, такие лица обязаны оплачивать часть стоимости

электрической энергии, потребленной при использовании объектов

инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих,

огороднических и дачных некоммерческих объединений, и часть потерь

электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого

хозяйства, принадлежащих садоводческому, огородническому или

дачному некоммерческому объединению, в адрес такого садоводческого,

огороднического или дачного некоммерческого объединения.

При этом порядок расчета подлежащей оплате членами

садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений

либо гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное

хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого,

огороднического или дачного некоммерческого объединения, части

стоимости электрической энергии, потребленной при использовании

объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования

садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, и

части потерь электрической энергии, возникающих в объектах

электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому,

огородническому или дачному некоммерческому объединению, должен

быть одинаковым для всех членов садоводческих, огороднических и

дачных некоммерческих объединений и граждан, ведущих садоводство,

огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на

территории садоводческого, огороднического или дачного

некоммерческого объединения, вне зависимости от наличия договора

энергоснабжения, заключенного в соответствии с настоящим документом

между членом садоводческого, огороднического или дачного

некоммерческого объединения либо гражданином, ведущим садоводство,

огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на

территории садоводческого, огороднического или дачного

некоммерческого объединения, и гарантирующим поставщиком или

энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.»;

б) в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима

потребления электрической энергии, утвержденных указанным

постановлением:

абзац восьмой пункта 1 1 после слов «сетевая организация либо иное

лицо,» дополнить словами «включая садоводческие, огороднические и

дачные некоммерческие объединения,»;

подпункт «б» пункта 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«возникновение у членов садоводческих, огороднических или

дачных некоммерческих объединений и граждан, ведущих садоводство,

огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на

территории садоводческого, огороднического или дачного

некоммерческого объединения, задолженности по оплате электрической

энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим,

огородническим или дачным некоммерческим объединением ввиду

неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате

части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании

объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования

садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого

объединения, и части потерь электрической энергии, возникших в

объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому,

огородническому или дачному некоммерческому объединению;»;

пункт 4 дополнить подпунктом «в 1 » следующего содержания:

«в 1) гарантирующего поставщика (энергосбытовой,

энергоснабжающей организации), с которым заключен договор

энергоснабжения, либо садоводческого, огороднического или дачного

некоммерческого объединения - в связи с наступлением обстоятельств,

указанных в абзаце шестом подпункта „б“ пункта 2 настоящих Правил.»

Подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым постановление, вступающее в силу с 22.11.2017 г., вносит изменения в ключевые документы, которыми регулируются вопросы электроснабжения. В пояснительной записке говорится, что постановление «позволит сократить количество процедур при взаимодействии с субъектами розничных рынков для членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений».

Из важных новаций можно выделить следующие:

Раньше, если собственник участка на территории СНТ хотел заключить индивидуальный договор энергоснабжения (и не зависеть в вопросах энергоснабжения от товарищества), ему надо было заключить с СНТ специальный договор на пользование электросетям товарищества. Теперь это требование отменено.

Вновь продекларировано право электросетей использовать инфраструктуру СНТ для подключения «индивидуалов», при этом СНТ не вправе препятствовать этим действиями и требовать за это какую-либо плату

Изменен перечень документов, которые необходимо предоставить в электросетевую организации при подаче заявки на технологическое присоединение объектов СНТ. В частности, необходимо предоставить количество и перечень участков СНТ, с указанием данных владельцев, кадастровых номеров участков, а так же данных об объемах выделяемой на каждый из участков электрической мощности.

При подключении к электросетям участка на территории СНТ, хозяин которого членом объединения не является и ведет индивидуальную хозяйственную деятельность, должна быть предусмотрена возможность отключения ограничения (отключения) электроснабжения этого участка без ущерба для членов СНТ (собственников других участков на территории СНТ).

При заключении индивидуального договора энергоснабжения член СНТ или лицо, не являющееся членом СНТ, но владеющее участком на территории объединения, имеет право вместо документов, подтверждающих подключение к сетям именно этого участка, предоставить документы, подтверждающие статус члена СНТ на момент подключения к электросетям товарищества в целом. Либо, как вариант, «иные документы», который подтверждают имеющее место быть фактическое потребление электроэнергии.

Оплату потерь в сетях СНТ, а так же расходы на обеспечение функционирования энергоинфраструктуры товарищества члены СНТ и «индивидуалы», имеющие «прямой» договор с энергосбытом, должны оплачивать на одинаковых условиях.

СНТ получают право ограничения (отключения) электроснабжения потребителей, присоединенных к их сетям. Раньше такого права официально у садоводческих, дачных и огороднических объединений не было.

Этим правом на отключение электроснабжение СНТ могут воспользоваться, если «индивидуалы» не исполнят обязанности по компенсации потерь в сетях товарищества и расходов на общую инфраструктуру.

Ознакомится с документами, в которые были внесены изменения, можно по ссылкам:

  • Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг
  • Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии

Уточнен порядок электроснабжения в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. (Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1351 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам повышения доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей»).

В частности:

Определяются особенности осуществления расчетов за электрическую энергию на основании показаний прибора учета, установленного не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств);

Предусматривается обязанность лица, заключившего «прямой» договор, оплачивать часть расходов по оплате электрической энергии, потребленной при использовании объектов общего имущества и часть возникающих потерь электрической энергии;

Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан наделяются статусом субисполнителей по договорам электроснабжения;

Вводится дополнительное основание ограничения режима потребления электрической энергии - возникновение у садовода задолженности по оплате потребленной электрической энергии или по оплате части расходов на оплату электрической энергии, потребленной при содержании общего имущества, или по оплате части потерь электрической энергии.

Начало действия документа - 22.11.2017.

При неисполнении или несвоевременном исполнении обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии организация может быть лишена статуса гарантирующего поставщика (Постановление Правительства РФ от 11.11.2017 № 1365 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика»).

Действующим законодательством установлена возможность лишения организации статуса гарантирующего поставщика за неполное или несвоевременное исполнение обязательств на оптовом рынке электрической энергии и мощности.

Настоящим Постановлением предусматривается возможность лишать организацию статуса гарантирующего поставщика при неисполнении или несвоевременном исполнении обязательств гарантирующих поставщиков по оплате услуг по передаче электрической энергии.

Вводится обязанность сетевой организации, перед которой возникла задолженность, представлять в Минэнерго России перечень обосновывающих документов. Решение о лишении организации статуса гарантирующего поставщика принимается Минэнерго России на основании установления факта наличия задолженности. Постановлением установлены порядок и основания для установления такого факта. Факт наличия основания для принятия решения о лишении статуса гарантирующего поставщика устанавливается комиссией, в состав которой входят представители Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого осуществляет свою деятельность гарантирующий поставщик.

Начало действия документа - 24.11.2017 (за исключением отдельных положений).

● Утверждены базовые значения показателей надежности, значения коэффициентов допустимых отклонений фактических значений показателей надежности от плановых и максимальной динамики улучшения плановых показателей надежности для групп ТСО.

Минэнерго РФ приказом от 18.10.2017 № 976 «Об утверждении базовых значений показателей надежности, значений коэффициентов допустимых отклонений фактических значений показателей надежности от плановых и максимальной динамики улучшения плановых показателей надежности для групп территориальных сетевых организаций, имеющих сопоставимые друг с другом экономические и технические характеристики и (или) условия деятельности, с применением метода сравнения аналогов» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 13.11.2017 за № 48866) определило вышеуказанные значения для групп сетевых организацийв целях утверждения долгосрочных значений плановых показателей надежности при регулировании сетевых организаций.

Утвержден комплекс мер, направленных на развитие функционирования электрогенерирующих объектов, работающих на основе торфа (Постановление Правительства РФ от 09.11.2017 № 1341 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 в части реализации мер поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива»).

На указанные объекты распространены правила ценообразования, установленные для генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии. В частности, устанавливается базовый уровень нормы доходности капитала, инвестированного в квалифицированный генерирующий объект, функционирующий на основе торфа.

Утверждается нормативный индикатор коэффициента использования установленной мощности для генерирующих объектов, функционирующих на основе торфа (а также биомассы и биогаза) в размере 0,45.

Постановлением также устанавливаются особенности ценообразования в отношении электрической энергии, генерируемой на объектах, функционирующих на основе торфа в технологически изолированных территориальных энергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными энергетическими системами.

Начало действия документа - 21.11.2017.

Правительство РФ утвердило новые требования к осветительным устройствам, применение которых начнется с 1 июля 2018 года (Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения»).

Согласно Постановлению применение новых требований будет осуществляться в 2 этапа. На первом этапе, реализуемом в период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2019 года, должно быть достигнуто соответствие осветительных устройств новым требованиям к энергетической эффективности и эксплуатационным характеристикам, предусмотренным постановлением. На втором этапе, реализуемом с 1 января 2020 года, должен быть достигнут уровень потерь активной мощности в пускорегулирующей аппаратуре светильников для общественных и производственных помещений с люминесцентными или индукционными лампами не более 8 процентов.

Постановлением установлены, в частности, требования к:

Энергетической эффективности ламп общего назначения;

Эксплуатационным характеристикам ламп общего назначения;

Энергетической эффективности светильников общего назначения;

Эксплуатационным характеристикам светильников общего назначения.

Утратившим силу признается постановление Правительства РФ от 20.07.2011 № 602 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения».

Начало действия документа - 24.11.2017.

● 14.11.2017 открыт для публичного обсуждения текст проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях уточнения порядка формирования цены на мощность генерирующих объектов, мощность которых поставляется на оптовый рынок в вынужденном режиме».

Согласно пункту 45 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), при установлении цены на мощность для генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме, такая цена определяется не выше уровня цены, по которой осуществлялась продажа мощности такого объекта в предшествующем году при ее поставке по результатам конкурентного отбора мощности или в вынужденном режиме, если иное не предусмотрено Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172.

Ряд генерирующих компаний вошел в проект строительства новых генерирующих мощностей в соответствии с генеральными схемами развития регионов до вступления в силу правил функционирования ОРЭМ и до формирования перечня объектов генерации, строительство которых осуществляется на основе ДПМ, рассчитанных на основании методик НП «Совет рынка», стоимость мощности которых позволяет обеспечить инвесторам возврат вложенных средств с учетом экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала.

Единственный механизм, который в настоящее время реализован для вновь построенной генерации, не вошедшей в перечень ДПМ, - отнесение генерирующего оборудования к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме (ВР).

Однако данный механизм имеет ограничения:

1. Статус ВР дается на один год и требует постоянного продления, т.е. не позволяет компании долгосрочно планировать инвестиции и взаимодействие с финансовыми институтами.

2. Плата за мощность не может превышать цену, по которой осуществлялась продажа мощности соответствующего генерирующего объекта по итогам конкурентного отбора мощности или в вынужденном режиме в календарном году, предшествующем году поставки.

Приведенные ограничения создают дискриминационные условия по отношению ко вновь построенным генерирующим объектам, т.к. не гарантируют параметров, аналогичных механизму ДПМ, и служат существенным ограничением привлечения капитала в тепловую генерацию Российской Федерации.

С целью введения равнозначного положения, направленного на выравнивание условий торговли мощностью для «новых» генерирующих объектов путем применения аналогичных условий, предусмотренных для торговли электрической мощностью по договорам предоставления мощности, ФАС России разработала данный проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях уточнения порядка формирования цены на мощность генерирующих объектов, мощность которых поставляется на оптовый рынок в вынужденном режиме», направленный на снятие ограничения роста платы за мощность в отношении объектов новой генерации, поставляющей мощность в вынужденном режиме (использование методики ценообразования аналогичного ДПМ).

Дополнительно проектом постановления предусмотрены изменения, направленные на снижение финансовой и ценовой нагрузки для потребителей электрической энергии (мощности) путем исключения обязанности генерирующих объектов, введенных в эксплуатацию с 2007 года по 2014 год и имеющих статус «вынужденной генерации», поставлять мощность по регулируемым договорам.

Разработчик - ФАС России

ID проекта: 01/01/11-17/00075082

● 14.11.2017 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» по вопросам развития микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии».

Проект разрабатывается во исполнение поручений, содержащихся в Плане мероприятий по стимулированию развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии с установленной мощностью до 15 кВт, утвержденном Правительством Российской Федерации от 19.07.2017 № 5075п-П9, и будет направлен на развитие общественных отношений в области поддержки малых генерирующих объектов, используемых бытовыми потребителями.

Разработчик - Минэнерго России

Процедура - проведение общественного обсуждения по вопросу подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/05/11-17/00075111

● 16.11.2017 открыт для публичного обсуждения текст проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в пункт 1 Критерий отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации»

Проект постановления разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ А.В. Дворковича от 14.11.2017 № АД-П9-7552.

Проектом предусматривается дополнение постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 нормой об отнесении к компетенции Министерства энергетики РФ вопросов утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, предусматривающих финансирование инвестиционной программы с использованием инвестиционных ресурсов, учитываемых при установлении цен (тарифов) в электроэнергетике, государственное регулирование которых в соответствии с законодательством РФ осуществляется ФАС России. Поводом к подготовке предложений о включении в проект указанной нормы явилось отсутствие полномочий у органов власти по утверждению таких программ.

Соответствующие изменения вносятся в Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации.

Разработчик - ФАС России

Процедура - публичное обсуждение текста проекта НПА и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/11-17/00075197

● 16.11.2017 на стадию независимой антикоррупционной экспертизы перешел текст проекта приказа ФАС России «О внесении изменений в Формулы индексации регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемые в договорах купли-продажи электрической энергии (мощности), порядок их применения, а также порядок установления плановых и фактических показателей, используемых в указанных формулах, утвержденные приказом ФСТ России от 28 августа 2014 г. № 210-э/1».

Проект приказа ФАС России предусматривает внесение изменений в части исключения коэффициента, рассчитываемого исходя из соотношения максимальных объемов располагаемой генерирующей мощности, определенных в прогнозном балансе на 2010 год, уменьшенных на объем установленной мощности генерирующего оборудования, не учтенного в прогнозном балансе на 2007 год по состоянию на 1 января 2007 года (абзац четвертый пункта 10.1 формул, утвержденных приказом ФСТ России от 28.08.2014 № 210-э/1), исправления опечаток и приведение в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2013 № 953 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и принятии тарифных решений».

Проектом вносятся исправления, дополнения в некоторые пункты приказа ФСТ России от 28 августа 2014 г. № 210-э/1.

Разработчик - ФАС России

Процедура - независимая антикоррупционная экспертиза НПА

ID проекта: 01/02/10-17/00074156

● 17.11.2017 открыт для публичного обсуждения текст проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности».

Проект постановления Правительства РФ подготовлен Минэкономразвития России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 08.11.2016 № АД-П9-7687.

Проектом постановления предусмотрено совершенствование действующего порядка дифференциации значений коэффициентов, применяемых для определения объема недопоставки мощности (далее - коэффициенты готовности), указанных в пунктах 53 и 54 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172. В соответствии с пунктом 55 Правил оптового рынка электроэнергии и мощности действующим порядком предусмотрено, что Минэнерго России устанавливает значения коэффициентов готовности в отношении генерирующих объектов с одновременно низким значением коэффициента использования установленной мощности (КИУМ < 30%) и высоким значением коэффициента надежности (КН > 0.1) за предшествующий год исходя из условия их увеличения до верхних границ установленных пунктами 53 и 54 Правил оптового рынка электроэнергии и мощности диапазонов к 2018 году темпами, опережающими увеличение соответствующих значений для остальных генерирующих объектов.

Предлагаемый Минэкономразвития России подход предусматривает отказ от применения в соответствии с пунктом 55 Правил оптового рынка электроэнергии и мощности в отношении всех генерирующих объектов с 2018 года значений коэффициентов готовности, которые соответствуют верхним границам установленных указанными Правилами диапазонов, и переход к дифференциации значений коэффициентов посредством умножения значений коэффициентов готовности, которые соответствуют нижней границе диапазонов, на параметр, рассчитанный индивидуально для каждого генерирующего объекта на основании статистики его востребованности и надежности за контрольный период.

В целях оптимального выбора параметров для дифференциации значений коэффициентов готовности проектом постановления определяются следующие рассчитываемые в отношении каждой группы точек поставки показатели:

Показатель надежности поставки мощности на оптовый рынок (КН);

Показатель востребованности мощности (КВ).

Разработчик - Минэкономразвития России

Процедура - публичное обсуждение текста проекта НПА и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/11-17/00075248

● Энергокомпания «Т Плюс» вернула в федеральный бюджет более 433 млн. руб. незаконного дохода.

Энергокомпания «Т Плюс» по предписанию Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ) перечислила в федеральный бюджет первую половину незаконно полученного дохода в размере 433 миллионов рублей, - сообщает ФАС.

В декабре 2014 года ФАС признала компанию «Т Плюс» в составе «ЭнергосбыТ Плюс», «КЭС - Энергосбыт», «Волжская ТГК», «КЭС-Трейдинг» и «КЭС» (в 2015 году консолидированы в ПАО «Т Плюс») нарушившими антимонопольное законодательство. В частности, «КЭС-Трейдинг» и «Т Плюс» заключили незаконное соглашение, приведшее к росту цен на электроэнергию для потребителей территории европейской части России.

Ведомство выдало группе лиц «Т Плюс» предписание о перечислении в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, который составил более 860 миллионов рублей. В ноябре прошлого года арбитражный суд поддержал ФАС в споре с «Т Плюс» о возврате 867,132 миллиона рублей.

«Летом этого года ФАС России и ПАО «Т Плюс» заключили мировое соглашение, компания признала нарушение и получила рассрочку платежа. В настоящее время ПАО «Т Плюс» перечислила в федеральный бюджет первую половину незаконно полученного дохода. Оставшуюся часть согласно мировому соглашению общество должно перечислить до 31 декабря 2017 года», - отмечает ведомство.

В период 2012-2014 годов ФАС возбудила ряд дел в отношении энергокомпаний, которые стали показательными для других участников рынка. «Важную роль сыграло подтверждение законности решений и предписаний антимонопольного ведомства судебными инстанциями. Таким образом, сформирована правоприменительная практика, которая служит ориентиром для участников рынка не нарушать антимонопольное законодательство», - приводятся в сообщении слова замглавы ФАС Виталия Королева.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ снова перенесла рассмотрение дела в отношении «Юнипро» и «Системного оператора Единой энергосистемы России» (СО ЕЭС) теперь на 5 декабря.

В сентябре 2015 года «Юнипро» ввело в эксплуатацию третий энергоблок Березовской ГРЭС. Блок строился в рамках заключенного с потребителями энергии договора предоставления мощности. В феврале 2016 года в котельном отделении энергоблока Березовской ГРЭС произошла авария, в результате которой его эксплуатация прекращена.

С момента аварии поставка мощности не осуществлялась, однако «Юнипро» продолжало получать оплату от потребителей по заключенным ранее договорам. В результате эффект для потребителей составил около 1 миллиарда рублей. Таким образом, потребители оплачивали мощность, которая фактически не поставлялась и не могла быть поставлена в связи с утратой работоспособности оборудования, что могло привести к ущемлению их интересов, считают в ФАС.

По мнению ФАС, «Системный оператор» должен был инициировать процедуру тестирования поврежденного энергоблока, а «Юнипро» - заявить о необходимости повторной аттестации этого оборудования, но такие действия не были предприняты. На основании этих фактов ведомство в июне возбудило дело в отношении «Юнипро» и «Системного оператора» по признакам нарушения закона о защите конкуренции. Рассмотрение дела несколько раз переносилось из-за необходимости дополнительного изучения его материалов.

ФАС РФ предлагает ввести долгосрочные тарифы в электроэнергетике.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ предлагает ввести долгосрочные тарифы в электроэнергетике, - сообщил глава ведомства Игорь Артемьев на совещании по развитию электроэнергетики у президента РФ Владимира Путина.

«Мы понимаем, что энергетикам нужна долгосрочная стабильность, что опять же, низкая инфляция позволяет сегодня прогнозировать», - заявил Артемьев.

«Если говорить о целом ряде других естественных монополий, то мы всерьез думаем сказать, что мы готовы к установлению прогноза десятилетних тарифов. Например, в железной дороге мы сейчас решили с Аркадием Владимировичем (Дворковичем, вице-премьером РФ - ред.), что до 2025 года, а позднее можно устанавливать тариф по схеме инфляция минус 0,1%. Можно то же самое предложить энергетикам. Это будет включать, с одной стороны, режим экономии, с другой стороны - даст долгосрочную стабильность для модернизации», - отметил он.

Более 80% нарушений законодательства о подключении к сетям касается затягивания сроков.

Более 80% нарушений антимонопольного законодательства, связанных с подключением к сетям, относятся к срокам присоединения к инфраструктуре, - сообщил в ходе круглого стола заместитель начальника управления регулирования электроэнергетики ФАС Алексей Воронин.

«Если посмотреть саму типологию нарушений законодательства, связанных с подключением, то оно говорит о том, что более 80% нарушений связано со сроками подключения к инфраструктуре. Оставшийся процент приходится на навязывание неких несуществующих условий договора подключения или нарушения порядка ценообразования», - сказал Воронин.

По его словам, за первое полугодие 2017 года и за 2016 год вместе взятых было выявлено более 900 нарушений, связанных с подключением к сетям.

«Нарушение сроков зачастую связано не с нежеланием сетевых компаний исполнять те или иные мероприятия, а с несовершенством законодательства», - объяснил Воронин.

Он добавил, что с 2012 года было принято более 20 нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение подключения к инфраструктуре. «С точки зрения тарифообразования сегодня уже приняты все нормативно-правовые акты, которые позволяют установить единую ставку на подключение к электрическим сетям в каждом субъекте Федерации. На наш взгляд, такую практику необходимо распространить на всю инфраструктуру», - отметил Воронин.

По мнению ФАС, в Москве было бы актуально принять единый акт, связанный с подключением ко всей инфраструктуре, который бы полностью регламентировал всю процедуру от начала подачи заявки, а также порядок ценообразования, - заключил Воронин.

● ФАС: Для повышения платёжной дисциплины нужны конкретные меры.

Заместитель руководителя ФАС России Виталий Королёв принял участие и выступил с докладом на круглом столе, который был организован комитетом по экономической политике Совета Федерации ФС РФ. Мероприятие было посвящено вопросам повышения платёжной дисциплины потребителей энергоресурсов и услуг ЖКХ.

В заседании приняли участие члены Совета Федерации ФС РФ, представители федеральных и региональных органов власти.

В своём докладе он подчеркнул, что для решения проблемы неплатежей нужно поменять конкретные меры, позволяющие существенно снизить риски неплатежей. Так, в отношении ведомственных, государственных и муниципальных потребителей ресурсов целесообразно использовать механизм субсидиарной ответственности учредителя по долгам таких организации.

Большую часть долгов на оптовом рынке электроэнергии в настоящее время создают неплатежи энергосбытовых компаний - гарантирующих поставщиков, действующих на территориях республик Северного Кавказа.

«Безусловно, нужно принять меры по кардинальному улучшению оплаты на оптовый рынок этими компаниями, входящими в настоящее время в холдинг Россети. Без существенного улучшения менеджмента, без привлечения к этой проблеме внимания руководителей госкомпании, Министерства энергетики она будет лишь усугубляться. ФАС предлагает и давно настаивает на безусловном соблюдении закона и отчуждении этих компаний из структуры сетевых компаний, неоднократно указывала на это Министерству энергетики, однако до сих пор ситуация не сдвинулась с мёртвой точки. Вероятно, такая неэффективность, непрозрачность и высокий уровень потерь всех устраивает, но это не может быть акцептовано рынком, где долги только растут, не может быть одобрено регулятором, отвечающим за соблюдение всеми норм антимонопольного законодательства», - заявил Королёв.

Правительство уточнило порядок электроснабжения и подключения к электросетям членов садоводческих, дачных и огороднических некоммерческих объединений (т.е. организаций, до сих пор объединяемых под общим понятием«СНТ»). Прояснены так же некоторые ключевые аспекты взаимодействия органов управления СНТ с собственниками участков на территории этих объединений, которые их членами не являются и ведущих индивидуальную хозяйственную деятельность (так называемых «индивидуалов»). ЭнергоВОПРОС.ру изучил нововведения.

Электроэнергия в СНТ: последние изменения в законодательстве

Подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым постановление, вступающее в силу с 22.11.2017 г., вносит изменения в ключевые документы, которыми регулируются вопросы электроснабжения. В пояснительной записке говорится, что постановление «позволит сократить количество процедур при взаимодействии с субъектами розничных рынков для членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений».

Из важных новаций можно выделить следующие:

Раньше, если собственник участка на территории СНТ хотел заключить индивидуальный договор энергоснабжения (и не зависеть в вопросах энергоснабжения от товарищества), ему надо было заключить с СНТ специальный договор на пользование электросетями товарищества. Теперь это требование отменено.

Вновь продекларировано право электросетей использовать инфраструктуру СНТ для подключения «индивидуалов», при этом СНТ не вправе препятствовать этим действиями и требовать за это какую-либо плату

Изменен перечень документов, которые необходимо предоставить в электросетевую организации при подаче заявки на технологическое присоединение объектов СНТ. В частности, необходимо предоставить количество и перечень участков СНТ, с указанием данных владельцев, кадастровых номеров участков, а так же данных об объемах выделяемой на каждый из участков электрической мощности.

При подключении к электросетям участка на территории СНТ, хозяин которого членом объединения не является и ведет индивидуальную хозяйственную деятельность, должна быть предусмотрена возможность отключения ограничения (отключения) электроснабжения этого участка без ущерба для членов СНТ (собственников других участков на территории СНТ).

При заключении индивидуального договора энергоснабжения член СНТ или лицо, не являющееся членом СНТ, но владеющее участком на территории объединения, имеет право вместо документов, подтверждающих подключение к сетям именно этого участка, предоставить документы, подтверждающие статус члена СНТ на момент подключения к электросетям товарищества в целом. Либо, как вариант, «иные документы», которые подтверждают имеющее место быть фактическое потребление электроэнергии.

- Оплату потерь в сетях СНТ, а так же расходы на обеспечение функционирования энергоинфраструктуры товарищества члены СНТ и «индивидуалы», имеющие «прямой» договор с энергосбытом, должны оплачивать на одинаковых условиях.

- СНТ получают право ограничения (отключения) электроснабжения потребителей, присоединенных к их сетям. Раньше такого права официально у садоводческих, дачных и огороднических объединений не было.

Этим правом на отключение электроснабжения СНТ могут воспользоваться, если «индивидуалы» не исполнят обязанности по компенсации потерь в сетях товарищества и расходов на общую инфраструктуру.

Ознакомиться с полным текстом постановления № 1351 от 10 ноября 2017 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам повышения доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей» можно по этой ссылке .

Ознакомится с документами, в которые были внесены изменения, можно по ссылкам ниже:

  • Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг
  • Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии

Из вышеприведенного следует, что если не чистое на руку правление СНТ не желает в законном порядке инициировать на общем собрании вопрос о передаче электросетевого хозяйства объединения на баланс сетевой организации и заключении прямых договоров энергоснабжения всеми садоводами, то любой член СНТ (и не член) имеет право заключить такой договор самостоятельно, затребовав в правлении заверенную копию договора (акта) подключения сети СНТ к сети железной дороги. (Заявление в правление в двух экземплярах, отметка о приеме на вашем экземпляре). Этот договор (акт) вместе с заявкой, паспортом и правоустанавливающими документами предоставляется в Мосэнергосбыт для открытия лицевого счета. При не желании правления выдать такой документ (что очень даже вероятно), нужно истребовать его в судебном порядке. Делать это можно коллективно. Кто испытывает затруднения, пишите на форуме, опубликую «скелет» иска и порядок его подачи. Прежде чем подавать заявку, нужно вынести электросчетчик на столб и оплатить 550 рублей за технологическое подключение Вашего участка к сетям железной дороги. Стоимость счетчика вместе с его установкой, со слов электрика Михайлова Александра, составит 5000 рублей.

В связи с изложенным, покуда мы с Вами имеем правление проповедующее ценности современного неолиберализма, советую оплату членского взноса разбить на две части. Поясню. «Оплату потерь в сети СНТ и расходы на обеспечение функционирования энергоинфраструктуры товарищества» следует оплачивать в банке по отдельной квитанции. В нашей смете есть такая строка с расходом в 310 000 рублей в год. Плательщиков у нас 208 (по решению суда). Разделим 310 000 на 208 плательщиков и на 12 месяцев, получим 125 рублей в месяц. Остаток членского взноса оплачивается по другой квитанции. Наличие таких квитанций будет являться «железобетонным» доказательством в суде того, что Вы оплачиваете потери в сети СНТ и электроэнергию, затрачиваемую фонарями общего освещения и сторожкой. Надбавка к тарифу в 12,4% не законна, оплачивать ее не нужно, так как эти деньги «уходят» в карманы «трио бандуристов». Тариф до 01.01.18 — 5.04 р. за кВт/ч.

Попробую в индивидуальном порядке заключить прямой договор на электроснабжение своего участка. Понятно, кто и как мне будет в этом противостоять, поэтому судебные разбирательства с правлением СНТ будут продолжаться (истребование документов, не законное завышение тарифов и т.д.).

Орехово-Зуевский городской суд МО восстановил меня в членах СНТ, так что «дрищенковщина» и здесь не «прокатила». Об этом подробнее в следующей статье.

С уважением, Горбач И.А.

Постановление Правительства РФ N 1351 от 10.11.17г.

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам повышения доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей"

Постановление правительства РФ N 861 от 27.12.2004г.

"Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"

Комментарии к Постановлению 1351

Определяются особенности осуществления расчетов за электрическую энергию на основании показаний прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств);

Устанавливается обязанность лица, заключившего "прямой" договор оплачивать часть расходов по оплате электрической энергии, потребленной при использовании объектов общего имущества и часть возникающих потерь электрической энергии;

Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан наделяются статусом субисполнителей по договорам электроснабжения;

Вводится дополнительное основание ограничения режима потребления электрической энергии - возникновение у садовода задолженности по оплате потребленной электрической энергии или по оплате части расходов на оплату электрической энергии, потребленной при содержании общего имущества или по оплате части потерь электрической энергии.


ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ
- Раньше, если собственник участка на территории СНТ хотел заключить индивидуальный договор энергоснабжения (и не зависеть в вопросах энергоснабжения от товарищества), ему надо было заключить с СНТ специальный договор на пользование электросетями товарищества. Теперь это требование отменено.

Прибор учёта при установке в СНТ должен быть установлен на границах земельных участков потребителей электроэнергии (в случае невозможности такой установки – в месте максимально приближенном к границе земельного участка потребителя электроэнергии).

Изменен перечень документов, которые необходимо предоставить в электросетевую организации при подаче заявки на технологическое присоединение объектов СНТ. В частности, необходимо предоставить количество и перечень участков СНТ, с указанием данных владельцев, кадастровых номеров участков, а так же данных об объемах выделяемой на каждый из участков электрической мощности.

При подключении к электросетям участка на территории СНТ, хозяин которого членом объединения не является и ведет индивидуальную хозяйственную деятельность, должна быть предусмотрена возможность отключения ограничения (отключения) электроснабжения этого участка без ущерба для членов СНТ (собственников других участков на территории СНТ).

Оплату потерь в сетях СНТ, а так же расходы на обеспечение функционирования энергоинфраструктуры товарищества члены СНТ и «индивидуалы», имеющие «прямой» договор с энергосбытом, должны оплачивать на одинаковых условиях.

СНТ получают право ограничения (отключения) электроснабжения потребителей, присоединенных к их сетям. Раньше такого права официально у садоводческих, дачных и огороднических объединений не было. Этим правом на отключение электроснабжения СНТ могут воспользоваться, если «индивидуалы» не исполнят обязанности по компенсации потерь в сетях товарищества и расходов на общую инфраструктуру.

Законодательно закреплено, что СНТ имеет право вводить в отношении членов СНТ и индивидуальных потребителей режим полного или частичного ограничения потребления электроэнергии (отключение или ограничение мощности) при наличии задолженности по оплате электроэнергии и ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электроэнергии, потреблённой объектами инфраструктуры и другого имущества, а также потерь в сетях СНТ (данная часть стоимости электроэнергии закладывается в Членский взнос и принимается на общем собрании членов СНТ). Из последнего следует, что неоплата Членского взноса также влечёт отключение или ограничение потребления электроэнергии.

Законодательно закреплено, что СНТ имеет право выступать в качестве ИНИЦИАТОРА ввода режима полного или частичного ограничения, так и в качестве СУБИСПОЛНИТЕЛЯ при выполнении процедуры ввода такого ограничения.

Законодательно закреплено, что все, кто подключён к электрическим сетям СНТ, обязаны оплачивать часть стоимости электроэнергии, потреблённой при использовании объектов общей инфраструктуры (например, общее освещение улиц на территории СНТ) и другого имущества общего пользования СНТ (например, электроснабжение водонапорной башни, общих скважин, сторожки), а также оплачивать часть потерь электроэнергии, возникающих в сетях СНТ.

ПУНКТ 144 "ПРИБОРЫ УЧЕТА" из Постановления №1351 от 10.11.2017 г.
Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В случае заключения договора энергоснабжения членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданином, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, такие лица обязаны оплачивать часть стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, и часть потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, в адрес такого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

При этом порядок расчета подлежащей оплате членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений либо гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, и части потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, должен быть одинаковым для всех членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вне зависимости от наличия договора энергоснабжения, заключенного в соответствии с настоящим документом между членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданином, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.";

Никаких законных ограничений и особых требований на устанавливаемое сертифицированное оборудование и монтажные работы со стороны энергосбытовой компании не существует. Единственными условиями являются постоянный свободный доступ к опорам с узлами учета электроэнергии и максимальная высота их установки 1 700 мм. (1,7 м.) над уровнем земли.